18. Инфляция: сущность, причины, источники, показатели, социально – экономические последствия
Инфляция — это процесс обесценивания денег вследствие нарушения законов денежного обращения, количественно выражающийся в росте цен.
Выделяют три основные причины инфляции:
-государственная монополия на эмиссию бумажных денег, внешнюю торговлю, рост непроизводительных государственных расходов и т.п.;
-монополия профсоюзов на рынке труда, задающая размеры оплаты труда и продолжительность рабочего времени при заключении коллективных договоров;
-монополия крупных фирм на определение цен и собственных издержек.
В целом инфляции присущи следующие черты:
-переполнение каналов денежного обращения бумажными знаками и их обесценивание;
-повышение товарных цен;
-падение реальных доходов и снижение уровня жизни для большинства групп населения.
Принято выделять следующие виды инфляции:
1.Инфляция спроса выражается в избыточном спросе со стороны денег над реальным объемом производства товаров и услуг.
2.Инфляция предложения обусловлена ростом издержек на создаваемые товары. Цены растут из-за роста затрат производителей и приходят в состояние неравновесия по сравнению с обращением денег.
3.Структурная инфляция предполагает перемещение спроса, сопровождающегося ростом цен на продукцию, к которой потребители предъявляют повышенный интерес, в то время как цены на другую продукцию (спрос на которую падает) не снижаются вообще либо снижается незначительно.
4.Инфляция прибылей проявляется в получении сверхприбылей, в том числе за счет монополизации рынка, что ведет к росту цен, не компенсируемому потребителям улучшением качества продукции.
5.Инфляцию налогов может вызвать государство, повышающее налоги с целью покрытия возрастающих расходов на оборону, управление, социальные программы. Высокие налоговые ставки увеличивают издержки производства непосредственно, а также косвенно — через рост заработной платы.
По темпам инфляция бывает трех видов:
-умеренной (цены растут умеренно до 10 % в год);
-галопирующей (цены растут до 100 % в год);
-гиперинфляцией, когда количество денег в обращении и цены растут астрономически
____________________________________________________
- 1. Основные понятия и определения экономической науки. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие
- 2. Эластичность спроса: понятие, виды, факторы
- 3. Эластичность предложения: понятие, факторы. Предложение в трех временных периодах
- 4. Предпочтения потребителя. Ограничения потребителя. Потребительский выбор
- 5.Производственная функция. Изокванта. Изокоста. Оптимальный выбор потребителя
- 6. Функция издержек. Виды издержек. Условие максимизации прибыли фирмы.
- 7. Рыночные структуры: совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия
- 8. Анализ и оценка поведения фирмы совершенного конкурента в двух временных периодах
- 9. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии
- 10. Олигополия как тип рыночной структуры. Модели поведения фирмы в условиях олигополии
- 11. Совокупный спрос. Факторы совокупного спроса. Совокупное предложение. Факторы совокупного предложения
- 12. Равновесие в моделти ad-as: кейнсианская и классическая концепции равновесия
- 13. Модель «Доходы-Расходы» в открытой и закрытой экономике
- 14. Денежный рынок: спрос на деньги и его состояние. Предложение денег. Денежные агрегаты
- 15. Кредитно-денежная политика: сущность, методы и виды
- 16. Налоги: сущность и функции. Налоговая система и ее эффективность
- 17. Сущность, значение и виды фискальной политики
- 18. Инфляция: сущность, причины, источники, показатели, социально – экономические последствия
- 19. Антиинфляционная политика: цель и методы
- 20. Безработица: сущность, показатели, факторы. Формы безработицы. Закон Оукена
- 21. Финансовая система государства в условиях рыночных отношений
- 22. Необходимость, сущность и функции денег. Роль денег в рыночной экономике
- 23. Необходимость и сущность кредита, принципы кредитования. Основные виды кредита
- 24. Двухуровневая банковская система, структура и механизм ее функционировния
- 25. Сущность, функции, структура рынка ценных бумаг
- 26. Цели, функции, роль Центрального банка в денежно-кредитном регулировании экономики