2.Экономическое содержание и функции бюджета. Бюджетная политика и ее типы. Антикризисная бюджетная политика
Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджет — это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов. Бюджет — это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.
Согласно БК РФ бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и МСУ.
В экономической литературе встречаются определения бюджета как экономической категории, финансового документа и фонда денежных средств.
Бюджет как экономическая категория - денежные отношения, м/у органами власти и самоуправления с ЮЛ и ФЛ, складывающиеся в процессе образования и исп-я соответствующих централизованных денежных фондов, государства и МСУ.
С правовой точки зрения: бюджет – основной финансовый план, утверждаемый в форме закона.
По способу существования: бюджет- фонд денежных средств государства и МСУ, формируемый для обеспечения расходных обязательств соответствующих публичных правовых образований.
Бюджет как финансовый документ - баланс доходов и расходов государства (в котором доходы + источники фин-ядефицита бюджета должны быть равны расходам бюджета), утвержденный в форме закона.
Бюджет как денежный фонд - центральный фонд денежных ресурсов, формируемый органами власти и самоуправления для финансового обеспечения своих функций в соответствии с действующим бюджетным законодательством.
В соответствии с классической российской финансовой наукой, бюджет выполняет те же функции, что и финансы: образования и исп-я денежного фонда.
По мнению профессора Романовского, развитие экономической теории позволяет на современном этапе выделить следующие функции: 1)макроэк рег-ия (перераспр-я); 2)институцианализации общ-х предпочтений; 3) информац; 4) контрольная
1)Перераспределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням госи территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:1) образование доходов бюджета; 2) использование бюджетных средств (расходы бюджета)
2) Контрольная – органы власти обязаны обеспечить контроль за полнотой и своевременностью поступления доходов (налоговое органы), а также за целевым характером и эффективностью расходования бюджетных средств (другие финансовые органы гос или муниципального контроля). В России существуют разнообразные контрольные органы, созданные органами законодательной и исполнительной власти. Контрольная функция обусловливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичные (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое выражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе — присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля.
3) Информационная – касается бюджета как планового документа. Бюджет – плановый документ, который утверждается в форме фед закона.
Бюджет – индикатор текущего состояния экономики, социальной сферы, политической ситуации, а также перспектив. Информация о бюджете является очень важной для широкого круга пользователей: работников бюджетной сферы, потребителей общественных благ, инвалидов, студентов, пенсионеров, инвесторов, в том числе иностранных и т.д.
4) Институционализация общественных предпочтений. Закон «О бюджете» проходит процедуру рассмотрения и утверждения депутатами (они имеют право вносить поправки в проект). Политическая составляющая бюджета является очень важным фактором. Общественное участие в бюджетном процессе происходит не через депутатов, а через общественную палату
Главной целью современной бюджетной политики России является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности- удовлетворения потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге; безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в госпомощи.
Основные составляющие бюджетной политики:
Высокие темпы устойчивого экономического роста (обеспечивают создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширение финансовых возможностей государства);
Обеспечение обороноспособности и безопасности- необходимое условие для развития страны ( соц.прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности и т.д.);
Создание условий для будущего развития (развитие природного и научного потенциала, конкурентноспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан- необходимые предпосылки для достижения этой цели).
Конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются в Бюджетном послании Президента РФ
Часть вопроса (антикризисная бюджетная политика) в учебнике отсутствует, в лекциях тоже нет. Мне кажется, что данную часть вопроса можно взять из Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2010-2012 годах от 25.05.2009г
Основные задачи бюджетной политики на 2010 год и дальнейшую перспективу
Главная цель бюджетной политики - реструктуризация расходов.
Основные направления:
1. исполнение социальных обязательств (добиться большей адресности).
2.ограничить размеры бюджетного дефицита
3. режим жесткой экономии бюджетных средств.
Реализовать программно-целевой ПРЦ планирования и исполнения бюджета. Основную часть бюджета должны составлять долгосрочные государственные программы, федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты.
4. Определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, исключающие иждивенчество и создающие стимулы.
5. Обеспечить кардинальное повышение качества предоставления гражданам гос услуг.
6. Усовершенствовать механизмы гос закупок.
7.Определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуру налогов. + меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов.
8. Сбалансированность расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти + ответственность за неэффективное расходование средств; создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала.
9. Завершить формирование пенсионной системы
- 1.Финансовая система, её звенья и институты.
- 2.Экономическое содержание и функции бюджета. Бюджетная политика и ее типы. Антикризисная бюджетная политика
- 3.Бюджетная система России, ее принципы. Цель и основные направления Программы повышения эффективности бюджетных расходов.
- 1. Финансовое обеспечение пенсионной реформы
- 2. Безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности социальной помощи
- 5. Повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей господдержки
- 8. Финансовое обеспечение выполнения принятых м/ународных обязательств
- 4. Дефицит бюджета, источники его финансирования. Государственный (муниципальный) долг, его структура. Влияние гос долга на экономический рост.
- 6.Основные теории финансового менеджмента и их применение в российской практике.
- 7.Прибыль предприятия, различные виды прибыли, управление прибылью. Показатели рентабельности, области применения.
- 8.Экономическое содержание, классификация и функции налогов. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики.
- 9.Структура и прЦы построения современной налоговой системы рф. Виды налогов, взимаемых с организаций и физических лиц в рф.
- 12.Цели дкп: первичные, тактические и промежуточные. Критерии выбора целей. Центральный банк России и выбор целей дкп.
- 15. Российский фондовый рынок на современном этапе. Биржевой рынок (ммвб, ртс, мфб, фбсп, спвб, смвб) и внебиржевой рынок современной России.
- 17. Платежный баланс, его структура и методы регулирования. Проблемы платежного баланса в современной России.
- 18. Валютный курс, сущность и методы его регулирования. Проблемы валютной политики современной России.
- 19. Страховое дело: содержание, организация, регулирование
- 20. Социальное страхование: сущность и организация.
- 21.Страховая премия как цена страховой услуги, состав элементов, их назначение и факторы, влияющие на величину.
- 23.Отечественные и м/ународные стандарты построения системы риск-менеджмента
- 24.Понятие риска в страховании, прЦы классификации рисков, методы оценки.
- 25. Имущественное страхование: особенности организации и правила возмещения ущерба.
- 26. Страхование жизни: назначение, виды и их содержание.
- 27.Полномочия Банка России, цели его деятельности, функции и операции. Роль Банка России в поддержании стабильности банковской системы в условиях финансового кризиса.
- 28. Виды кредитных организаций, их организационно-правовые формы. Основные проблемы кредитных организаций в условиях финансового кризиса.
- 29. Порядок выдачи лицензий на осуществление банковской деятельности, их виды, особенности банкротства и ликвидации банков. Механизмы финансового оздоровления банков в условиях кризиса.
- 30. Назначение, функции и источники собственного капитала банка. Способы увеличения собственного капитала, источники его пополнения в условиях кризиса.
- Структура банковских пассивов, ее изменение в условиях кризиса. Особенности вкладов физических лиц.
- Роль кредитов Центрального банка в поддержании ликвидности банков. Механизмы рефинансирования и их изменение в условиях финансового кризиса.
- Виды банковских кредитов, формы обеспечения их возвратности.
- Способы выдачи и погашения кредитов. Проблемы просроченной задолженности в условиях кризиса.
- 35. Ликвидность коммерческого банка: понятие, функциональное значение, регулирование со стороны цб рф, меры по поддержанию в условиях кризиса.