1.Финансовая система, её звенья и институты.
Финансовая система - совокупность финансовых организаций (учреждений) и финансовых рынков, обеспечивающих с помощью различных финансовых инструментов формирование и использование денежных средств государства, организаций и населения. В зависимости от роли субъекта в общественном воспроизводстве все финансовые отношения подразделяются на 2 сферы финансовой системы:
1)финансы субъектов хозяйствования
2)государственные и муниципальные финансы
Они в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (звенья).
Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности, — относительно самостоятельное звено системы финансов государства. Именно в этом звене создается основная часть доходов, которая в последующем в результате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств государства в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий направляется на финансирование деятельности предприятий, как текущей, так и инвестиционной. Сфера финансов субъектов хозяйствования подразделяется на:
1) финансы коммерческих организаций;
2) финансы некоммерческих организаций;
3) финансы индивидуальных предпринимателей.
Государственные и муниципальные финансы – сложная совокупность денежных отношений, возникающих м/у государством и населением. Потребность в данной сфере связана с тем, что органам гос. власти и МСУ требуются средства для финансового обеспечения возложенных на них эк-х, социальных и др. функций. Финансовые отношения внутри данной сферы обладают возможностью воздействовать на объем и структуру общественного воспроизводства, осуществлять регулирование отраслевых и территориальных пропорций.
Основным звеном системы финансов является система бюджетных фондов. Это самые крупные по объему фонды в системе финансов. Через них формируется вся основная экономическая стратегия государства, проводятся все основные направления экономической политики. Через эти фонды должно идти активное влияние на формирование пропорциональности народного хозяйства. Методы формирования бюджетных фондов – чисто финансовые, т.е. через принудительное изъятие и безэквивалентное использование.
Сегодняшняя бюджетная система России достаточно противоречива и требует серьезной доработки:
1) снижение дефицита региональных и местных бюджетов за счет укрепления их доходной базы, приведение последней в точное соответствие с полномочиями бюджетов;
2) реструктуризация расходов по приоритетам;
3) создание условий для реализации ПРЦов бюджетного федерализма;
4) совершенствование мех-ма бюджетного регулирования;
5) усиление контроля за эффективностью исп-я бюджетных ассигнований.
Второе звено системы финансов – внебюджетные фонды. Они ПРЦиально не отличаются от бюджетных, но носят вспомогательный характер. Их назначение гораздо уже – только финансирование целевых программ (основное направление – социальное, а в развитых странах также и экономическое). Источники формирования внебюджетных фондов: специальные налоги или отчисления, бюджетные средства. Объем этих фондов зависит в первую очередь от уровня эк. развития. Внебюдж. фонды создаются в различных гос-вах на определенный срок или действуют постоянно.
По признаку целевой направленности исп-я средств внебюджетные фонды можно объединить в две группы: социального назначения; межотраслевого и отраслевого характера. Кроме того, образуются внебюджетные фонды территориального назначения.
Третье звено – система фондов гос. кредита. Гос. кредит выделяется в самостоятельное звено гос финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Основная цель – финансирование бюджетных дефицитов.
Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений м/у государством и юр. и физ. лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заёмщика средств, а также кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заёмщика средств.
Специфика этого звена определяется его методами: формирование и использование фондов системы гос. кредита происходит методами не финансов, а кредита, т.е. на основе добровольности, эквивалентности, срочности и возвратности.
В условиях тесной взаимосвязи денежно-кредитной и финансовой политики традиционное представление о системе звеньев гос-х финансов должно быть расширено. В широком, современном понимании она должна включать и систему Центрального банка РФ.
Четвертое звено - система принудительного гос имущественного и денежного страхования, которая является звеном финансов гос. предприятий. Ее фонды формируются на основе методов страхования. Здесь существует противоречие м/у природой и назначением финансов предприятий и гос-ва. Финансы предприятий имеют воспроизводственное назначение, и с этой точки зрения они не являются звеном системы гос. финансов. С другой стороны, государство выступает собственником этих предприятий и обладает правом распоряжаться их накоплениями, поэтому существует возможность изъятия государством этих накоплений.
Наряду с рассмотрением финансовой системы как различных сфер финансовых отношений ее можно представить в институциональной форме - как инфраструктуру различных финансовых институтов, осущ-х финансовые операции и одновременно являющихся субъектами и объектами управления финансами.
Общее управление финансами осуществляют высшие законодательные органы власти — Федеральное Собрание РФ и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Конкретные разработки в области финансового законодательства, рассмотрения и утверждения фед бюджета осуществляет Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам. Принимаемые Федеральным Собранием законы (утверждение фед бюджета, налогового законодательства, хозяйственного законодательства) создают нормативную основу функционирования всей системы финансов и финансовой системы РФ.
Любая система финансов имеет определенное количество уровней. Для унитарного государства – 2 (центральный и местный уровень); для федеративного государства – 3 (центральный, региональный и местный уровень). В «ненормальном» варианте – 1 (тоталитарное государство).
- 1.Финансовая система, её звенья и институты.
- 2.Экономическое содержание и функции бюджета. Бюджетная политика и ее типы. Антикризисная бюджетная политика
- 3.Бюджетная система России, ее принципы. Цель и основные направления Программы повышения эффективности бюджетных расходов.
- 1. Финансовое обеспечение пенсионной реформы
- 2. Безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности социальной помощи
- 5. Повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей господдержки
- 8. Финансовое обеспечение выполнения принятых м/ународных обязательств
- 4. Дефицит бюджета, источники его финансирования. Государственный (муниципальный) долг, его структура. Влияние гос долга на экономический рост.
- 6.Основные теории финансового менеджмента и их применение в российской практике.
- 7.Прибыль предприятия, различные виды прибыли, управление прибылью. Показатели рентабельности, области применения.
- 8.Экономическое содержание, классификация и функции налогов. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики.
- 9.Структура и прЦы построения современной налоговой системы рф. Виды налогов, взимаемых с организаций и физических лиц в рф.
- 12.Цели дкп: первичные, тактические и промежуточные. Критерии выбора целей. Центральный банк России и выбор целей дкп.
- 15. Российский фондовый рынок на современном этапе. Биржевой рынок (ммвб, ртс, мфб, фбсп, спвб, смвб) и внебиржевой рынок современной России.
- 17. Платежный баланс, его структура и методы регулирования. Проблемы платежного баланса в современной России.
- 18. Валютный курс, сущность и методы его регулирования. Проблемы валютной политики современной России.
- 19. Страховое дело: содержание, организация, регулирование
- 20. Социальное страхование: сущность и организация.
- 21.Страховая премия как цена страховой услуги, состав элементов, их назначение и факторы, влияющие на величину.
- 23.Отечественные и м/ународные стандарты построения системы риск-менеджмента
- 24.Понятие риска в страховании, прЦы классификации рисков, методы оценки.
- 25. Имущественное страхование: особенности организации и правила возмещения ущерба.
- 26. Страхование жизни: назначение, виды и их содержание.
- 27.Полномочия Банка России, цели его деятельности, функции и операции. Роль Банка России в поддержании стабильности банковской системы в условиях финансового кризиса.
- 28. Виды кредитных организаций, их организационно-правовые формы. Основные проблемы кредитных организаций в условиях финансового кризиса.
- 29. Порядок выдачи лицензий на осуществление банковской деятельности, их виды, особенности банкротства и ликвидации банков. Механизмы финансового оздоровления банков в условиях кризиса.
- 30. Назначение, функции и источники собственного капитала банка. Способы увеличения собственного капитала, источники его пополнения в условиях кризиса.
- Структура банковских пассивов, ее изменение в условиях кризиса. Особенности вкладов физических лиц.
- Роль кредитов Центрального банка в поддержании ликвидности банков. Механизмы рефинансирования и их изменение в условиях финансового кризиса.
- Виды банковских кредитов, формы обеспечения их возвратности.
- Способы выдачи и погашения кредитов. Проблемы просроченной задолженности в условиях кризиса.
- 35. Ликвидность коммерческого банка: понятие, функциональное значение, регулирование со стороны цб рф, меры по поддержанию в условиях кризиса.