3.Бюджетная система России, ее принципы. Цель и основные направления Программы повышения эффективности бюджетных расходов.
Бюджетная система - основанная на эк-х отношениях и гос устройстве РФ, регулируемая зак-вом РФ, совокупность фед бюджета, бюджетов СРФ, местных бюджетов и бюджетов гос внебюджетных фондов.
БС РФ состоит из бюджетов след уровней: 1.фед бюдж и бюджеты гос внебюдж фондов; 2.бюджеты СРФ и бюджеты террит гос внебюдж фондов; 3.местные бюджеты, в тч: бюджеты муницип районов, бгор округов, внутригор муниц образований городов фед значения М и СПб;бюджеты гор и сельс поселений.
Принцыпы (ПРЦ), на кот основана бюджетная система РФ, установлены в Бюджетном кодексе РФ.
1)ПРЦ единства бюджетной системы РФ. единство бюджетного зако-ва РФ, ПРЦов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, форм-я доходов и осущ-я расходов бюджетов БС, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов БС и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
2)ПРЦ разграничения доходов, расходов и источников фин-ядефицитов бюджетов м/у бюджетами бюджетной системы РФ. закрепление в соответствии с зако-вом РФ доходов , расходов и источников фин-ядефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов госвласти (органов местного самоупр-я) и органов упр-я гос внебюдж фондами по формированию доходов бюджетов, установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
3) ПРЦ самостоятельности бюджетов означает: 1.право и обязанность органов госвласти и органов МСУ самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность исп-я бюджетных средств; 2.самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; 3. устанавливать в соответствии с зак-вом РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от кот подлежат зачислению в бюджеты соответствующего уровня БС РФ; 4. определять формы и направления расходования средств бюджетов (за искл расходов, финансовое обеспечение которых осущ-ся за счет субсидий и субвенций из бюджетов др ур-й); 5.недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников фин-я дефицитов др бюджетов БС РФ, 6.недопустимость введения в действие в течение финансового года органами госвласти и органами МСУ изменений бюджетного и др. законодательства; 6.недопустимость изъятия в теч финансового года доп доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов; 7.предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами госвласти и органами МСУ, исключительно в форме межбюджетных трансфертов.
4) ПРЦ равенства бюджетных прав СРФ, муниц образований. Опр-е бюджетных полномочий органов госвласти СРФ и органов местного самоупр-я, установление и исполнение расходных обязательств, форм- налоговых и неналог доходов бюджетов СРФ и местных бюджетов, опр-е объема, форм и порядка пред-я межбюдж трансфертов в соответствии с едиными ПРЦами и требованиями, устан-ми БК РФ.
5) ПРЦ полноты отражения доходов, расходов и источников фин-я дефицитов бюджетов. все доходы, расх и источники фин-я подлежат отражению в обязат порядке и в полном объеме в соотв-щих бюджетах.
6) ПРЦ сбалансированности бюджета. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников фин-яего дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками фин-ядефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
7) ПРЦ результативности и эффективности исп-я бюджетных средств. при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
8) ПРЦ общего (совокупного) покрытия расходов. все расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками фин-ядефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся: субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ; средств целевых иностранных кредитов (заимствований); добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан; расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с м/ународными договорами (соглашениями) с участием РФ; расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ; отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.
9) ПРЦ прозрачности (открытости) означает: обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов госвласти, органов МСУ; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа госвласти, либо м/у законодательным (представительным) и исполнительным органами госвласти; стабильность и/ или преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финн года.
10) ПРЦ достоверности бюджета. надежность показателей прогноза соц-эк развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
11) ПРЦ адресности и целевого характера бюджетных средств. бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюдже средств с указанием цели их исп-я.
12) ПРЦ подведомственности расходов бюджетов. Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от гл распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
13) Единство кассы. зачисление всех кассовых поступлений и осущ-е всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за искл операций по исполнению бюджетов, осущ-мых в соответствии с нормативными правовыми актами органов госвласти РФ, органов госвласти субъектов Рф, муниципальными правовыми актами органов МСУ за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуще-мых в соответствии с валютным зак-вом РФ.
«Цель и осн направления Программы повышения эффективности бюджетных расходов».- а в учебниках нет в лекциях нет. Можно восп-ся материалами Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2010-2012 годах от 25.05.2009г.
Гл цель Программы повышения эфф бюджетных расходов- реструктуризация расходов.Осн направления:
- 1.Финансовая система, её звенья и институты.
- 2.Экономическое содержание и функции бюджета. Бюджетная политика и ее типы. Антикризисная бюджетная политика
- 3.Бюджетная система России, ее принципы. Цель и основные направления Программы повышения эффективности бюджетных расходов.
- 1. Финансовое обеспечение пенсионной реформы
- 2. Безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности социальной помощи
- 5. Повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей господдержки
- 8. Финансовое обеспечение выполнения принятых м/ународных обязательств
- 4. Дефицит бюджета, источники его финансирования. Государственный (муниципальный) долг, его структура. Влияние гос долга на экономический рост.
- 6.Основные теории финансового менеджмента и их применение в российской практике.
- 7.Прибыль предприятия, различные виды прибыли, управление прибылью. Показатели рентабельности, области применения.
- 8.Экономическое содержание, классификация и функции налогов. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики.
- 9.Структура и прЦы построения современной налоговой системы рф. Виды налогов, взимаемых с организаций и физических лиц в рф.
- 12.Цели дкп: первичные, тактические и промежуточные. Критерии выбора целей. Центральный банк России и выбор целей дкп.
- 15. Российский фондовый рынок на современном этапе. Биржевой рынок (ммвб, ртс, мфб, фбсп, спвб, смвб) и внебиржевой рынок современной России.
- 17. Платежный баланс, его структура и методы регулирования. Проблемы платежного баланса в современной России.
- 18. Валютный курс, сущность и методы его регулирования. Проблемы валютной политики современной России.
- 19. Страховое дело: содержание, организация, регулирование
- 20. Социальное страхование: сущность и организация.
- 21.Страховая премия как цена страховой услуги, состав элементов, их назначение и факторы, влияющие на величину.
- 23.Отечественные и м/ународные стандарты построения системы риск-менеджмента
- 24.Понятие риска в страховании, прЦы классификации рисков, методы оценки.
- 25. Имущественное страхование: особенности организации и правила возмещения ущерба.
- 26. Страхование жизни: назначение, виды и их содержание.
- 27.Полномочия Банка России, цели его деятельности, функции и операции. Роль Банка России в поддержании стабильности банковской системы в условиях финансового кризиса.
- 28. Виды кредитных организаций, их организационно-правовые формы. Основные проблемы кредитных организаций в условиях финансового кризиса.
- 29. Порядок выдачи лицензий на осуществление банковской деятельности, их виды, особенности банкротства и ликвидации банков. Механизмы финансового оздоровления банков в условиях кризиса.
- 30. Назначение, функции и источники собственного капитала банка. Способы увеличения собственного капитала, источники его пополнения в условиях кризиса.
- Структура банковских пассивов, ее изменение в условиях кризиса. Особенности вкладов физических лиц.
- Роль кредитов Центрального банка в поддержании ликвидности банков. Механизмы рефинансирования и их изменение в условиях финансового кризиса.
- Виды банковских кредитов, формы обеспечения их возвратности.
- Способы выдачи и погашения кредитов. Проблемы просроченной задолженности в условиях кризиса.
- 35. Ликвидность коммерческого банка: понятие, функциональное значение, регулирование со стороны цб рф, меры по поддержанию в условиях кризиса.