7.Прибыль предприятия, различные виды прибыли, управление прибылью. Показатели рентабельности, области применения.
Прибыль является важнейшим показателем финансовой деятельности предприятия. Прибыль, с одной стороны - экономическая категория, выражающая определенные производственные экономические отношения; с другой – часть стоимости совокупного национального продукта (ВВП), стоимости и прибавочной стоимости (прибавочного продукта). Современные российские нормативные документы также содержат ряд определений прибыли: - бухгалтерская прибыль – конечный финансовый результат, выявленный в отчетном периоде на основании бухучета всех хозяйственных операций организации и оценки статуй бухгалтерского баланса;- НРП (непокрытый убыток) – конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за вычетом причитающихся за счет прибыли налогов и иных аналогичных обязательных платежей; - чистая прибыль формируется в соответствии с ПБУ 4/99 в отчете о прибылях и убытках и по своему содержанию соответствует НРП;- прибыль (убыток) до н/о есть, по существу, прибыль (убыток) от обычной деятельности, т.к. налоговые и иные аналогичные платежи представляют собой инструмент изъятия государством части прибыли, полученной организацией, вследствие чего у нее формируется чистая прибыль; - прибыль (убыток) от обычной деятельности – чистая прибыль от обычной деятельности, т.е. чистая прибыль без учета чрезвычайных доходов и расходов. 1)ВП (валовая прибыль)=В—С/с=010-020. 2)Ппр (прибыль от продаж)=В-С/с-КР-УР=010-020-030-040 3)ПДН (прибыль до налогообложения) = Ппр + ПКП (проценты к получению) – ПКУ (проценты к уплате) +ДУ(доходы от участия в др.орг.)+ПД (прочие доходы) – ПР (прочие расходы)= 060-070+080+090-100 4)ЧП (чистая прибыль)=ПДН+ОНА(отлож.налоговые активы)-ОНО (отлож.налоговые обязательства) – ТНП (текущий налог на прибыль) = 140+141-142-150
Рассматривая прибыль как экономическую категорию, необходимо выделить выполняемые ею ФУНКЦИИ: 1) мера эффективности производства – именно прибыль и рентабельность являются основными показателями успешной деятельности предприятия и предопределяют принятие стратегических решений; 2) стимулирующая функция – прибыль позволяет получать не только личный доход акционерам компании, связанный с выплатой дивидендов, но и создает возможности для наращивания капитала, а, соответственно, и увеличения объема производства. ///Основными МЕТОДАМИ планирования прибыли являются: 1) Метод прямого счета; 2) Исходя из затрат на 1 рубль товарной продукции; 3) Аналитический метод; 4) Маржинальный (анализ безубыточности).
Метод прямого счета Объем продаж по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно на цены реализации и на себестоимость каждой единицы. Разность между суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый объем прибыли. По несравнимой продукции себестоимость каждой единицы должна определяться по плановым единичным калькуляциям.
Т.о. прибыль = Σцен i-го выпуска товарной продукции – Σ Затрат i-го выпуска – Кз (коммерческие затраты)
Этот метод прост, но при большом количестве наименований продукции трудоемкость его значительно возрастает. Недостаток: отсутствие номенклатуры и калькуляции на все виды издержек.
Метод исходя из затрат на 1 рубль товарной продукции
Вр (выручка от реализации) = Онг + ТВ – Окг, где Онг и Окг – остатки нереализованной продукции на начало и на конец года, ТВ – товарный выпуск.
Зр (затраты на реализацию) = Знг + Зтв – Зкг – Кз (коммерческие затраты).
Складывая эти 2 уравнения получаем величину прибыли Пр = Пн + Птв – Пкг - Кз
Аналитический метод. Этот метод заключается в следующем: 1) Определение объема продаж в базовом году; 2) Определяются ожидаемые затраты на этот объем продаж; 3) Исходя из ожидаемых затрат и продаж определяется расчетная (возможная) прибыль, которая относится к фонду себестоимости. Т.о. получается показатель базовой рентабельности. 4) Вся продукция предприятия условно делится на сравнимую и несравнимую 5) Исходя из объема выпуска сравнимой продукции в плановом году и %-а базовой рентабельности определяется прибыль по сравнимой продукции; 6) Определяется влияние ассортиментных видов и влияние изменения сортов; 7) Определяется ожидаемый выпуск несравнимой продукции; 8) Рассчитывается изменение остатка готовой продукции на складе.
Метод находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу, для проверки.//////////////////
Абсолютные показатели прибыли не всегда дают четкое представление об эффективности деятельности коммерческих организаций, так как одни и те же суммы прибыли могут быть получены в различных экономических условиях. Для измерения эффективности деятельности коммерческих организаций применяются показатели рентабельности. Рентабельность отражает уровень прибыльности или доходности. Показатели рентабельности - это относительные показатели (коэффициенты), в которых сумма прибыли сопоставляется с каким-либо другим показателем, отражающим условия хозяйствования, например с суммой выручки (нетто) от продаж, суммой СК и др. По данным официальной бухгалтерской отчетности организаций можно рассчитать многочисленные показатели рентабельности, так как в числителе и знаменателе дроби мб использованы различные показатели: в ч-е (бух прибыль, ЧП, Ппр); в зн-е (вырчка от продаж, полная с/с, средняя стоимость активов организации, средняя сумма С, сумма УК, средняя стоимость основных фондов, ср ст ОА, и др. В системе показателей рент можно выделить 4е осн-ые группы:
1)Показатели рентабельности активов: Рент всех активов (экономическая рен-сть) = чистая прибыль/ средняя стоимость всех активов организации. Отражает сумму прибыли, приходящуюся на единицу общей величины капитала (всех активов, не зависимо от источников их формирования) и характеризует эффективность использования всей совокупности активов( имущества организации); Рентабельноть ОА; Р-ть ВА; Р-ть осн. Фондов; Р-ть ПФ= Ппр/ средняя стоимость основных фондов и материальных оборотных средств, т.е. запасов. Отражает величину прибыли, приходящуюся на единицу стоимости основных средств, и запасов и характеризует эффективность использования производственных фондов.2) Показатели р-ти капитала, отражающие эффективность использования капитала: Р-ть всего примененного капитала, равная рен-ти всех активов, т.к. итоги актива и пассива баланса равны. Р-ть СК= ЧП/ средняя величина собственного капитала. Рентабельность акционерного (уставного) капитала = ЧП/ средняя величина акционерного( уставного) капитала. Рентабельность чистых активов = ЧП/средняя стоимость чистых активов. Доходность акционерного (уставного) капитала = дивиденды, проценты начисленные из чистой прибыли/ средняя величина акционерного( уставного) капитала. Отражает долю прибыли, начисленную в пользу собственников на единицу вложенного ими капитала.3) Показатели рент-ти продаж, отражающие эфф-ть производства продукции, работ, услуг. Рентабельность всего объема продаж = прибыль от продаж/выручка-нетто. Р-ть отдельных сегментов деятельности организации; отдельных видов продукции 4)П-ли р-ти затрат, отражающие эффективность затрат: Рентабельность всех затрат на проданные товары, продукцию, работы и услуги = прибыль от продаж/ полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг. Отражает величину прибыли, приходящуюся на единицу полных затрат и характеризует эффективность текущих затрат, ресурсов на производство и продажу. Р-ть отдельных элементов затрат, т.е. материальных затрат, затрат на оплаты труда с отчислениями и др. Р-ть затрат по об видам деятельности; Доходность расходов, т.е. величина доходов на 1н рубль расх. /// На первом этапе анализа рентабельности рекомендуется произвести расчеты уровня и динамики всей совокупности рассмотренных выше показателей. В случае если наблюдается рост рентабельности, то это свидетельствует о росте эффективности деятельности организации. Если же имеет место снижение значения показателей рентабельности, то это свидетельствует о снижении эффективности ее деятельности. Особого внимания заслуживает показатель доходности акционерного капитала. Если показатель рентабельности увеличивается, а доходность акционерного капитала снижается, то этот факт не свидетельствует о снижении эффективности деятельности организации, а может быть следствием увеличения суммы чистой прибыли, оставляемой на развитие по решению самих собственников.
- 1.Финансовая система, её звенья и институты.
- 2.Экономическое содержание и функции бюджета. Бюджетная политика и ее типы. Антикризисная бюджетная политика
- 3.Бюджетная система России, ее принципы. Цель и основные направления Программы повышения эффективности бюджетных расходов.
- 1. Финансовое обеспечение пенсионной реформы
- 2. Безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности социальной помощи
- 5. Повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей господдержки
- 8. Финансовое обеспечение выполнения принятых м/ународных обязательств
- 4. Дефицит бюджета, источники его финансирования. Государственный (муниципальный) долг, его структура. Влияние гос долга на экономический рост.
- 6.Основные теории финансового менеджмента и их применение в российской практике.
- 7.Прибыль предприятия, различные виды прибыли, управление прибылью. Показатели рентабельности, области применения.
- 8.Экономическое содержание, классификация и функции налогов. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики.
- 9.Структура и прЦы построения современной налоговой системы рф. Виды налогов, взимаемых с организаций и физических лиц в рф.
- 12.Цели дкп: первичные, тактические и промежуточные. Критерии выбора целей. Центральный банк России и выбор целей дкп.
- 15. Российский фондовый рынок на современном этапе. Биржевой рынок (ммвб, ртс, мфб, фбсп, спвб, смвб) и внебиржевой рынок современной России.
- 17. Платежный баланс, его структура и методы регулирования. Проблемы платежного баланса в современной России.
- 18. Валютный курс, сущность и методы его регулирования. Проблемы валютной политики современной России.
- 19. Страховое дело: содержание, организация, регулирование
- 20. Социальное страхование: сущность и организация.
- 21.Страховая премия как цена страховой услуги, состав элементов, их назначение и факторы, влияющие на величину.
- 23.Отечественные и м/ународные стандарты построения системы риск-менеджмента
- 24.Понятие риска в страховании, прЦы классификации рисков, методы оценки.
- 25. Имущественное страхование: особенности организации и правила возмещения ущерба.
- 26. Страхование жизни: назначение, виды и их содержание.
- 27.Полномочия Банка России, цели его деятельности, функции и операции. Роль Банка России в поддержании стабильности банковской системы в условиях финансового кризиса.
- 28. Виды кредитных организаций, их организационно-правовые формы. Основные проблемы кредитных организаций в условиях финансового кризиса.
- 29. Порядок выдачи лицензий на осуществление банковской деятельности, их виды, особенности банкротства и ликвидации банков. Механизмы финансового оздоровления банков в условиях кризиса.
- 30. Назначение, функции и источники собственного капитала банка. Способы увеличения собственного капитала, источники его пополнения в условиях кризиса.
- Структура банковских пассивов, ее изменение в условиях кризиса. Особенности вкладов физических лиц.
- Роль кредитов Центрального банка в поддержании ликвидности банков. Механизмы рефинансирования и их изменение в условиях финансового кризиса.
- Виды банковских кредитов, формы обеспечения их возвратности.
- Способы выдачи и погашения кредитов. Проблемы просроченной задолженности в условиях кризиса.
- 35. Ликвидность коммерческого банка: понятие, функциональное значение, регулирование со стороны цб рф, меры по поддержанию в условиях кризиса.