44. Валютное регулирование и валютный контроль в России
Валютное регулирование – это комплекс мер экономического и админист- ративного характера, устанавливающих порядок проведения операций с валют- ными ценностями. Воздействует на экономику и финансовый рынок страны пу- тем управления внутренними валютными потоками и внешними платежами и переводами.
Через валютное регулирование реализуется валютная политика страны.
Цели валютной политики это: поддержание стабильности национальной валю-
ты, оптимизация платежного баланса государства, формирование золотовалют- ных резервов и обеспечение международных расчетов. Валютное регулирова- ние основывается на валютном законодательстве. Механизм регулирования включает в себя три структурных элемента:
валютное законодательство, принимаемое различными государственны-
ми органами;
валютные отношения – те, что складываются между различными субъ-
ектами по поводу совершения ими операций с валютными ценностями;
воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осу- ществляемое с помощью предписаний, запретов и иных методов, а также путем установления мер ответственности в случае их нарушения субъектами.
Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отноше-
ния, является Федеральный закон от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в
валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Феде-
рации;
4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов ре-
зидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом № 173-ФЗ, применяют- ся правила указанного международного договора.
Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резиден- тов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.
Акты, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию.
Неопубликованные акты не применяются. Это требование не распростра-
няется на акты содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993г. № 5485-I «О
государственной тайне».
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
Органы валютного регулирования. Их компетенция.
Органы валютного регулирования – это Центральный банк РФ и Прави-
тельство РФ. Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотрен- ных Законом № 173-ФЗ.
Центральный банк РФ вправе издавать нормативные акты, устанавли-
вающие:
порядок и условия биржевых торгов иностранной валютой (п. 11 ч. 1 ст.
1 Закона);
единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления (ч. 4 ст. 5 Закона);
порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполно-
моченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет (ч. 2 ст.
9 Закона);
требования для кредитных организаций к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (ч. 2 ст.
11 Закона);
порядок открытия и ведения открываемых на территории РФ банковских счетов и вкладов нерезидентов (ч. 2 ст. 13 Закона);
порядок открытия и ведения банковских счетов резидентов в иностран- ной валюте в уполномоченных банках, а также порядок перевода физическим лицом – резидентом валютных средств из РФ и в РФ без открытия банковского счета (ч. 2, 3 ст. 14 Закона);
порядок открытия и ведения специальных брокерских счетов для нере-
зидентов (ч. 8 ст. 14 Закона);
единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами (ч. 1 ст. 20 Закона).
Правительство РФ издает нормативные акты, устанавливающие порядок представления юридическими лицами – резидентами налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам и вкладам в банках за
пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами (ч. 7
ст. 12 Закона).
Любые ограничения в осуществлении валютных операций (установление порядка осуществления валютных операций и порядка использования счетов) могут вводиться органами валютного регулирования лишь в соответствии с За- коном № 173-ФЗ. За пределами ограничений, установленных в самом Законе или в соответствии с ним, валютные операции осуществляются без каких-либо
ограничений.
Закон № 173-ФЗ предоставляет право осуществлять без ограничений все виды валютных операций, регулируемых Законом, самим органам валютного регулирования – Центральному банку РФ и Правительству РФ, а также специ- ально уполномоченным на то Правительством РФ федеральным органам ис- полнительной власти.
Органы валютного контроля.
Закон № 173-ФЗ определяет три вида субъектов валютного контроля в на- шей стране. Это – Правительство РФ, органы валютного контроля и агенты ва- лютного контроля.
Полномочия по осуществлению валютного контроля принадлежат Прави- тельству РФ на основании ст. 15 ФКЗ от 17.12.1997г. «О Правительстве Рос- сийской Федерации». Правительство РФ осуществляет валютное регулирование
и валютный контроль в соответствии с Конституцией РФ, федеральными кон- ституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ.
Согласно постановлению Правительства РФ от 15 июня 2004г. № 278 фе- деральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля, является Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора. Функции Федеральной службы финансово-бюджетного надзора как органа валютного контроля определены Постановлением Правительства РФ от
8 апреля 2004г. № 198.
Центральный Банк совмещает функции органа валютного контроля с функциями органа валютного регулирования. При этом указанные функции ус- танавливаются на основании п. 12 ст. 4 и ст. 54 Закона о ЦБ РФ.
Агентами валютного контроля являются:
уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской
Федерации;
государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участни- ки рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подот- четные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
таможенные органы;
налоговые органы.
Устанавливая, что контроль за осуществлением валютных операций кре-
дитными организациями осуществляется ЦБ РФ, Закон усиливает особый ста-
тус ЦБ РФ как органа банковского регулирования и банковского надзора, уста-
новленный Законом о ЦБ РФ.
Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, преду- смотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами ор- ганов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных опера-
ций.
- 43. Понятие валютного курса. Факторы, влияющие на валютный курс
- 44. Валютное регулирование и валютный контроль в России
- 45. Валютный контроль за экспортно-импортным операциями
- 46. Законодательство о противодействии «отмыванию денег»
- 47. Ответственность банков за нарушение законодательства и требований Банка России
- 48. Порядок создания (регистрации) кредитной организации
- 49. Требования, предъявляемые к учредителям кредитной организации. Порядок формирования уставного капитала
- 50. Банковские операции и сделки. Виды лицензий на осуществление банковских операций
- 51. Состав ресурсов коммерческого банка
- 52. Активные операции коммерческого банка
- 54. Состав доходов и расходов коммерческого банка
- 57. Обязательные нормативы коммерческого банка
- 58. Оценка достаточности собственного капитала банка
- 59. Порядок создания резерва на возможные потери по ссудам
- 64.Управление ликвидностью банка
- 68. Особенности организации бухгалтерского учета в кредитных организациях
- 69. Структура плана счетов бухгалтерского учета в банках.
- Раздел 2. Неоплаченный уставный капитал кредитных организаций.
- Раздел 3. Ценные бумаги.
- Раздел 4. Расчетные операции и документы. Раздел 5. Кредитные и лизинговые операции. Раздел 6. Задолженность, вынесенная за баланс. Раздел 7. Корреспондирующие счета.
- 70. Контроль в банках
- 72. Работа кредитных организаций с государственными ценными бумагами
- 73. Доверительное управление ценными бумагами в кредитных организациях
- 74. Контроль за профессиональной деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг
- 75. Порядок выпуска ценных бумаг кредитными организациями
- 76. Банковские карты, интернет-банкинг
- 78. Стратегии банковского маркетинга при работе с частными клиентами
- Часть II. Типовые задачи
- 1. Распределить ресурсы на собственные, депозитные и недепозитные;
- 603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23.
- 603600, Г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37