III. Виды пенсионных систем и направления их совершенствования
В мировой практике применяется две основные схемы построения пенсионных систем, различающихся по способу финансирования:
1. Распределительная (солидарная)– когда финансирование расходов на выплату текущих пенсий осуществляется за счет собранных страховых взносов, уплачиваемых работодателями и гражданами. Размеры пенсий зависят от объема страховых отношений, поступивших в пенсионный фонд в текущий период времени и количества получателей пенсий, между которыми эти средства распределяются.
2. Накопительная (сберегательная), когда пенсии финансируются за счет предварительно накопленных каждым застрахованных средств по установленному тарифу), которые аккумулируются на личных счетах застрахованных. Размеры пенсий зависят от объема накопленных средств (с учетом накопленных процентов) до начала получения пенсии.
В некоторых государствах используется так называемая условно-накопительная схема, когда застрахованный имеет индивидуальный счет, на который помещаются его взносы и начисленные проценты. Однако накопление происходит условно, а не фактически, так как взносы работников не инвестируются, а немедленно идут на выплату пенсий. Такая система по своей природе остается распределительной. Есть пенсионные системы, в которых используется смешанный способ финансирования пенсий (распределительный с элементами накопления).
Системы пенсионного обеспечения во всем мире нуждаются в совершенствовании, что обусловлено имеющимися социально-экономическими и демографическими условиями. Цель пенсионных реформ состоит в создании стабильно функционирующих пенсионных систем, соответствующих интересам различных поколений иобеспечивающих увязку размеров пенсий с объемом уплаченных взносов на пенсионное страхование. Основные изменения, которые вводятся в пенсионные системы большинства стран, с целью обеспечения их финансовой устойчивости можно свести к следующему:
- Повышение возраста выхода на пенсию. При этом наблюдается повышение возраста выхода на пенсию женщин, который приравнивается либо приближается к возрасту мужчин (в Бельгии, Германии, Испании, Нидерландах, США, Финляндии, Швеции, Японии - возраст выхода на пенсию одинаков для мужчин и женщин – 65 лет, во Франции -60 лет, а в Австрии, Великобритании и Грузии – 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Эстония – 63 для мужчин и 58,5 для женщин, Армения – 63,5 и 58,5, Казахстан – 63 и 58).
- Увеличение периода, за который учитывается заработок для начисления пенсий. В Германии период страхового стажа для получения полной пенсии составляет 35 лет, Франции 37,5 лет, Италии и Дании – 40, а в Бельгии - 40-45 лет.
- Сокращение размеров пенсии при выходе на пенсию ранее установленного возрасти (в Швеции выход на пенсию на два года раньше установленного возраста сокращает ее размер на 28 %).
- Сокращение пенсионных выплат путем введения системы индексации пенсии не по росту зарплаты в стране (такой механизм действует и в Беларуси), а по индексу цен (Великобритания), либо по росту реальной зарплаты (Германии, Япония).
- Введение индивидуальных накопительных счетов и частичная приватизация социального страхования.
Многие страны, используя накопительные элементы, одновременно совершенствуют существующую распределительную систему, сочетая, таким образом, два этих уровня и дополняя их третьим – добровольным дополнительным пенсионным страхованием.
- Учебно-методический комплекс дисциплины
- 5) Характеристика дисциплины
- 6) Список основной и дополнительной литературы
- Лекция № 1: Сущность, основные принципы и категории социальной политики
- I. Объект, предмет и функции курса
- II. Принципы социальной политики
- Лекция № 2: Приоритеты, механизмы реализации и показатели эффективной социальной политики
- I. Социальная стабильность как фактор реализации целей сп
- II. Механизмы реализации сп
- III. Критерии и показатели эффективности социальной политики
- Лекция № 3: Основные модели и парадигмы социальной политики: отечественный и мировой опыт
- I. Основные модели социальной политики за рубежом
- II. Административно-командная патерналистская модель сп
- III. Цели и специфика сп переходного периода в Беларуси и России
- Лекция № 4: Основные субъекты социальной политики и их взаимодействие
- I. Государство как субъект социальной политики
- II. Негосударственные субъекты сп– институты социальной политики
- III. Взаимодействие основных институтов социальной политики
- Лекция № 5: Социальное государство: сущность, функции, этапы развития
- I. Изменение функций социального государства на различных этапах развития
- II. Влияние глобализации на трансформацию социального государства
- III. Проблемы и перспективы создания социального государства в Беларуси и России
- Лекция № 6. Социальная политика в области трудовых отношений
- I. Основные задачи, принципы и уровни политики занятости и регулирования рынка труда
- II. Главные направления политики в области оплаты труда
- III. Социальная политика в области охраны труда
- Лекция № 7. Миграционная политика. Проблемы внешней трудовой миграции
- I. Миграционные процессы: структура и направление миграционных потоков
- II. Проблемы и преимущества трудовой миграции
- III. Миграционная политика в Беларуси и России
- Лекция № 8. Политика в области социального страхования и пенсионного обеспечения
- I. Виды социальных рисков и направления социального страхования
- II. Социальное страхование как институт социальной защиты
- III. Виды пенсионных систем и направления их совершенствования
- IV. Перспективы и проблемы реформирования пенсионных систем в Беларуси и России
- II. Социальная защита женщин
- Лекция № 10. Социальная политика в области здравоохранения, физической культуры и спорта
- I. Цели и пути реформирования здравоохранения
- II. Политика в области физической культуры и спорта
- Лекция № 11. Социальная политика в области образования, науки и культуры
- I. Политика в сфере образования и науки
- II. Культурная политика
- Лекция № 12. Демографические и этнические аспекты социальной политики
- Лекция № 13 Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике Политика на макро- и микроуровнях
- Государственное регулирование доходов
- 1.2. Социально-экономические основы реформирования политики доходов и заработной платы Основные этапы реформирования
- Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы
- 1.3. Механизм осуществления политики доходов и заработной платы Основные элементы механизма
- Результативность политики доходов
- Укрепление институциональных основ политики доходов и заработной платы
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 14. Социальная инфраструктура общества как объект социальной политики
- Лекция № 15. Социальное партнерство. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
- II. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
- Задания для практического занятия и срсп
- 1.2. Социальные приоритеты и социальная ответственность в обществе
- Интересы основных групп населения и их требования к обществу
- 1. Заполнить таблицу №1, 2
- Основные направления социальной политики. Политика доходов населения.