Лекция № 15. Социальное партнерство. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
Социальное партнерство
Трудовые отношения– это совокупность взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, охватывающая как социально-экономическую сторону производственных отношений, так и систему правовых институтов, связанных с коллективными переговорами, регулированием гарантий занятости, условий оплаты и охраны труда, разрешением трудовых споров.
Социальное партнерство– это система коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.
Отличительные черты политики социального партнерства:
1. Участие наемных работников в управлении предприятиями в различных организационных формах, включая профсоюзы.
2. Переговорный характер урегулирования возникающих между сторонами противоречий.
3. Наличие механизмов и правовых институтов по согласованию интересов партнеров на различных уровнях.
4. Снижение уровня и смягчение трудовых конфликтов на основе критериев социальной справедливости.
В принципе социальное партнерство носит двухсторонний характер, но в периоды сложного состояния экономики в процесс включаются государственные учреждения и социальное партнерство перерастает в трипартизм, т.е. трехстороннее сотрудничество профсоюзов, работодателей и государственных органов и учреждений.
На практике система социального партнерства реализуется путем заключения коллективных договоров и соглашений, в которых уровень оплаты труда, социального обеспечения, условий труда и занятости, устанавливаемые сверх гарантированного государством минимума, переводятся в плоскость договорных отношений между наемными работниками и работодателями. Государство может участвовать в переговорном процессе либо непосредственно (через своих представителей), либо опосредованно (через арбитражные органы, согласительные комиссии и законодательные акты).
Система социального партнерства в Беларуситолько начинает складываться. Ее правовой основой является стать 14 Конституции Республики Беларусь, принятые законы о профессиональных союзах, коллективных договорах и соглашениях, о порядке разрешения коллективных трудовых споров, указы Президента о развитии социального партнерства в РБ. Многие нормы этих законодательных актов закреплены в Трудовом кодексе РБ.
В настоящее время в республике существует Федерация профессиональных союзов Беларуси, членами которой являются 85 % работников. Существует ряд профсоюзов, альтернативных ФПБ. В 1998 г. была образована Белорусская Конфедерация Промышленников и Предпринимателей (нанимателей), в которую вошли все объединения нанимателей.
Важным этапом на пути практической реализации системы социального партнерства стало создание в соответствии с Указом Президента РБ от 15 июля 1995 г. № 278 Национального совета по трудовым и социальным вопросам и Республиканского трудового арбитража. В качества основных функций Национального совета были определены: подготовка Национального соглашения между правительством, республиканскими объединениями предпринимателей и профсоюзами, контроль за выполнением соглашения, устранение разногласий, возникающих при его обсуждении и выполнении. В состав Национального Совета входят 33 человека (по 11 представителей от каждой стороны). Указом президента РБ от 5 мая 1999 г. № 252 было утверждено Положение о Национальном Совете по трудовым и социальным вопросам, в соответствии с которым областные, городские и районные согласительные комиссии преобразованы в советы по трудовым и социальным вопросам. Это было произведено с целью повышения их правового статуса и усиления роли в регулировании социально-трудовых отношений.
Республиканских трудовой арбитраж был создан для регулирования трудовых отношений, разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов), возникающих при заключении, изменении коллективных договоров и соглашений, а также в связи с невыполнением взятых на себя сторонами обязательств.
Сложившаяся сегодня система социального партнерстваРБ представляет собой иерархическую систему, звеньями которой являются соглашения на национальном, отраслевом и местном уровнях и коллективных договоры предприятий и организаций. В качества объектов социального партнерства выступают основные направления социально-трудовой политики, согласовываемые сторонами социального партнерства исходя из оценок уровня жизни в целом по республике, в областях, районах, городах, а также на предприятиях и в организациях. Предметом взаимодействия социальных партнеров на всех уровнях являются такие вопросы как: оплата труда; защита жизненного уровня работников; развитие рынка труда и содействие занятости населения; защита трудовых прав работников; охрана труда и окружающей среды; охрана здоровья и социальное обеспечение; создание условий для обеспечения права граждан на жилище; развитие культуры, физической культуры и спорта.
Общий принцип согласования состоит в том, что соглашения более высокого уровня иерархии имеют приоритет при заключении соглашений и договоров на более низких ступенях. Поэтому заключение Генерального (национального) соглашения предшествует заключению отраслевых и местных соглашений, а заключение последних – заключение коллективных договоров предприятий и организаций. При этом отраслевые соглашения не должны снижать уровня социально-трудовых обязательств, определяемых Генеральным соглашением, а региональные – обязательств отраслевых соглашений. Коллективные договоры предприятий и организаций не должны ухудшать положение работников по сравнению с обязательствами, принятыми в рамках соглашений вышестоящих уровней, действие которых распространяется на предприятие, организацию.
В целях повышения эффективности социального партнерства в РБ необходимо:
Постепенно осуществлять мероприятия по сокращению непосредственного участия государства в трехсторонних переговорах и усилению роли двухсторонних соглашений нанимателей и профсоюзов;
На уровне отраслей и регионов развивать отношения между объединениями нанимателей и профсоюзов;
Уточнить функции органов государственной власти на местах как субъектов социального партнерства;
Активно развивать систему участия работников в управлении предприятиями;
Совершенствовать организационные формы социального партнерства (процедуры проведения переговоров и консультаций, порядка распространения действия договоров и соглашений, присоединений к заключенному соглашению и т.п.).
Одна из ключевых проблем – уточнение роли государства при реализации трудовых отношений. Эта роль по мере развития социально-трудовых отношений, перестройки социальной политики должна меняться.
Главные направления вмешательства государства в сферу труда и трудовых отношений должны быть сведены:
Во-первых, к формированию налоговой политики в области доходов социальных партнеров;
Во-вторых, к регламентации норм, механизмов и процедур, которым социальные партнеры обязаны следовать;
В-третьих, к установлению минимальных обязательных стандартов в области трудовых отношений, в том числе и в оплате труда;
В-четвертых, к контролю и надзору за соблюдением законодательства и разрешению трудовых споров.
В решении этих и других вопросов труда и его оплаты государство должно взаимодействовать с социальными партнерами путем консультаций и переговоров на основе принципов социального партнерства. В основе социального партнерства лежит идея разделения ответственности между представителями трудящихся, работодателями и правительством за результаты принимаемых и реализуемых решений. Социальное партнерство по сути представляет собой механизм ослабления монополии государственных органов власти, их опеки над всеми слоями общества.
- Учебно-методический комплекс дисциплины
- 5) Характеристика дисциплины
- 6) Список основной и дополнительной литературы
- Лекция № 1: Сущность, основные принципы и категории социальной политики
- I. Объект, предмет и функции курса
- II. Принципы социальной политики
- Лекция № 2: Приоритеты, механизмы реализации и показатели эффективной социальной политики
- I. Социальная стабильность как фактор реализации целей сп
- II. Механизмы реализации сп
- III. Критерии и показатели эффективности социальной политики
- Лекция № 3: Основные модели и парадигмы социальной политики: отечественный и мировой опыт
- I. Основные модели социальной политики за рубежом
- II. Административно-командная патерналистская модель сп
- III. Цели и специфика сп переходного периода в Беларуси и России
- Лекция № 4: Основные субъекты социальной политики и их взаимодействие
- I. Государство как субъект социальной политики
- II. Негосударственные субъекты сп– институты социальной политики
- III. Взаимодействие основных институтов социальной политики
- Лекция № 5: Социальное государство: сущность, функции, этапы развития
- I. Изменение функций социального государства на различных этапах развития
- II. Влияние глобализации на трансформацию социального государства
- III. Проблемы и перспективы создания социального государства в Беларуси и России
- Лекция № 6. Социальная политика в области трудовых отношений
- I. Основные задачи, принципы и уровни политики занятости и регулирования рынка труда
- II. Главные направления политики в области оплаты труда
- III. Социальная политика в области охраны труда
- Лекция № 7. Миграционная политика. Проблемы внешней трудовой миграции
- I. Миграционные процессы: структура и направление миграционных потоков
- II. Проблемы и преимущества трудовой миграции
- III. Миграционная политика в Беларуси и России
- Лекция № 8. Политика в области социального страхования и пенсионного обеспечения
- I. Виды социальных рисков и направления социального страхования
- II. Социальное страхование как институт социальной защиты
- III. Виды пенсионных систем и направления их совершенствования
- IV. Перспективы и проблемы реформирования пенсионных систем в Беларуси и России
- II. Социальная защита женщин
- Лекция № 10. Социальная политика в области здравоохранения, физической культуры и спорта
- I. Цели и пути реформирования здравоохранения
- II. Политика в области физической культуры и спорта
- Лекция № 11. Социальная политика в области образования, науки и культуры
- I. Политика в сфере образования и науки
- II. Культурная политика
- Лекция № 12. Демографические и этнические аспекты социальной политики
- Лекция № 13 Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике Политика на макро- и микроуровнях
- Государственное регулирование доходов
- 1.2. Социально-экономические основы реформирования политики доходов и заработной платы Основные этапы реформирования
- Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы
- 1.3. Механизм осуществления политики доходов и заработной платы Основные элементы механизма
- Результативность политики доходов
- Укрепление институциональных основ политики доходов и заработной платы
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 14. Социальная инфраструктура общества как объект социальной политики
- Лекция № 15. Социальное партнерство. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
- II. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
- Задания для практического занятия и срсп
- 1.2. Социальные приоритеты и социальная ответственность в обществе
- Интересы основных групп населения и их требования к обществу
- 1. Заполнить таблицу №1, 2
- Основные направления социальной политики. Политика доходов населения.