Лекция № 14. Социальная инфраструктура общества как объект социальной политики
Социальная инфраструктура – это совокупность органов и учреждений, их материальной и нормативно-законодательной базы, которая обеспечивает удовлетворение социальных потребностей граждан, защиту их социальных прав и общих условий для пространственной и временной организации жизнедеятельности населения в контексте его социально-экономических, демографических и культурных особенностей.
Человек, в силу своей социальной природы, стремится к совершенствованию условий своего проживания, к обеспечению жизнедеятельности того уровня, который соответствует социальному стандарту «нормальной жизни» и воспринимается большинством как состояние комфорта, как состояние «блага». Именно это стремление трансформирует инфраструктурные потребности, повышает их уровень. А это, в свою очередь, требует другого уровня присутствия и функционирования элементов социальной инфраструктуры.
Классификация элементов социальной инфраструктуры в соответствии с видами деятельности человека может выглядеть следующим образом:
- Инфраструктура трудовой деятельности;
- Инфраструктура общественно-политической деятельности;
- Инфраструктура образования и культуры;
- Инфраструктура охраны здоровья и окружающей среды;
- Социально-бытовая инфраструктура.
Элементами социальной инфраструктуры, обеспечивающими трудовую деятельность человека, следует считать совокупность материально-вещественных элементов, создающих общие условия для эффективной трудовой деятельности каждого человека, в процессе которой проявляются его сущностные возможности. К элементам социальной инфраструктуры, обеспечивающей трудовую деятельность, относятся: материально-вещественные элементы, обеспечивающие условия труда, транспорт, связь, линии электропередач, газопроводы и нефтепроводы, пространственные условия расселения, материально-вещественная основа профессионально-технического образования и повышения квалификации.
Инфраструктура общественно-политической деятельности состоит из:
- элементов, создающих условия для проведения выборов в органы власти и управления всех уровней;
- элементов, обеспечивающих условия деятельности общественно-политических организаций;
- элементов, обеспечивающих деятельность центральных, региональных и муниципальных структур власти;
- элементов, обеспечивающих условия проявления познавательной активности населения;
- материально-вещественных элементов, обеспечивающих деятельность центральных, региональных, муниципальных и частных средств массовой информации.
Элементами социальной инфраструктуры образования и культуры являются центральные, региональные, муниципальные и частные высшие, средние специальные, средние учебные заведения, детские дошкольные учреждения, учреждения культуры, архитектурные памятники, природные парки и заповедники.
Охрана здоровья и окружающей среды обеспечивается при помощи таких элементов социальной инфраструктуры, как федеральные и региональные НИИ здравоохранения, медицинские центры, лечебно-профилактические учреждения центрального, регионального и муниципального подчинения, частные медицинские учреждения, система органов Госсанэпидемнадзора, включающая в себя учреждения соответствующего уровня, санаторно-курортные учреждения, экологические организации и органы охраны окружающей среды.
Одну из особенностей развития социальной инфраструктуры в последние годы проявляется в возросшей потребности населения в информационном обеспечении. Особую динамичность в удовлетворении данных потребностей несет в себе становление и функционирование материально-вещественных элементов, обеспечивающих доступ в глобальные компьютерные сети. Обладая значительными возможностями в различных областях, новые системы коммуникаций, основанные на современных информационных технологиях, имеют перспективы, равных которым человеческое сообщество никогда не знало. Трудно не заметить и того, что новые технологии серьезно влияют на развитие инфраструктуры систем мобильной телефонной связи, теле- и радиовещания.
Существенные перемены за последнее десятилетие (в связи с изменением прав собственности на многие объекты) произошли в социальной инфраструктуре, обеспечивающей сферу услуг и жилищно-коммунальное хозяйство. Возникновение и развитие рынка жилья способствовало развитию элементов инфраструктуры, обеспечивающих его функционирование. К таким элементам относятся риэлторские конторы, структуры, обеспечивающие строительство, продажу и обмен жилплощади различных форм собственности.
Наиболее рациональной и соответствующей критериям экономической и социальной справедливости является такая модель жилищного комплекса, в соответствии с которой:
- абсолютное большинство домохозяйств имеют возможность приобретать в собственность жилье с использованием собственных доходов и ипотечных кредитов со сроком погашения 10-15 лет;
- оплата предоставляемых жилищно-коммунальных услуг производится населением в полном размере непосредственно производителям данных услуг;
- среди производителей жилищно-коммунальных услуг имеется конкуренция;
- домохозяйствам, в которых уровень душевых доходов недостаточен для оплаты жилищно-коммунальных услуг в полном объеме, осуществляется дотирование потребления этих услуг не за счет их производителей, а через бюджет государственной социальной помощи;
- находящееся в собственности граждан жилье (в том числе основное) является объектом, на который может быть наложено имущественное взыскание в случае неплатежеспособности граждан;
- гражданам, от которых отчуждается их единственное жилье, гарантируется предоставление муниципального жилья.
Основными условиями практической реализации данной модели являются повышение доходов населения страны, вытеснение из сферы жилищно-коммунального хозяйства неэффективных предприятий, формирование инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса, а также минимизация государственного участия в регулировании цен на жилищно-коммунальные услуги (при одновременном повышении его компенсирующей роли для бедных домохозяйств).
Государственная жилищная политика– совокупность решений государственных органов, направленных на обеспечение населения жильем с целью повышения качества жизни.
Реформа ЖКХ– реализация рыночных механизмов организации работы жилищно-коммунальной сферы без дотаций государства.
Цель развития инфраструктурыи главный критерий – создание рациональных условий жизни каждого отдельного человека. В качествефакторов развития инфраструктуры рассматриваются потребности, ожидания, ценностные установки населения. Все другие задачи, в том числе создание и совершенствование материально-вещественных элементов социальной инфраструктуры, направлены на достижение стратегической цели общественного развития – создания условий, необходимых для полноценного бытия человека и рационального развития личности.Цель функционированиясоциальной инфраструктуры – обеспечение жизнедеятельности населения, осуществляемой в пространственном и временном измерении. Степень удовлетворения базовых потребностей населения выступает критерием эффективности социальной инфраструктуры.
Социальная инфраструктура, как одно из проявлений общественной жизни, имеет двойственный характер: с одной стороны, социальная инфраструктура – это материальная база для реализации социальной политики, материально-вещественные элементы, без которых социальная политика не может осуществляться. С другой стороны, развитие и совершенствование социальной инфраструктуры (модернизация ее элементов и функций для наиболее полного удовлетворения социальных потребностей населения) является одной из целей реализации социальной политики, осуществляемой государством. Совершенная, соответствующая определенному периоду развития общества, социальная инфраструктура – это материально-вещественный результат социальной политики, критерий ее адекватной реализации.
- Учебно-методический комплекс дисциплины
- 5) Характеристика дисциплины
- 6) Список основной и дополнительной литературы
- Лекция № 1: Сущность, основные принципы и категории социальной политики
- I. Объект, предмет и функции курса
- II. Принципы социальной политики
- Лекция № 2: Приоритеты, механизмы реализации и показатели эффективной социальной политики
- I. Социальная стабильность как фактор реализации целей сп
- II. Механизмы реализации сп
- III. Критерии и показатели эффективности социальной политики
- Лекция № 3: Основные модели и парадигмы социальной политики: отечественный и мировой опыт
- I. Основные модели социальной политики за рубежом
- II. Административно-командная патерналистская модель сп
- III. Цели и специфика сп переходного периода в Беларуси и России
- Лекция № 4: Основные субъекты социальной политики и их взаимодействие
- I. Государство как субъект социальной политики
- II. Негосударственные субъекты сп– институты социальной политики
- III. Взаимодействие основных институтов социальной политики
- Лекция № 5: Социальное государство: сущность, функции, этапы развития
- I. Изменение функций социального государства на различных этапах развития
- II. Влияние глобализации на трансформацию социального государства
- III. Проблемы и перспективы создания социального государства в Беларуси и России
- Лекция № 6. Социальная политика в области трудовых отношений
- I. Основные задачи, принципы и уровни политики занятости и регулирования рынка труда
- II. Главные направления политики в области оплаты труда
- III. Социальная политика в области охраны труда
- Лекция № 7. Миграционная политика. Проблемы внешней трудовой миграции
- I. Миграционные процессы: структура и направление миграционных потоков
- II. Проблемы и преимущества трудовой миграции
- III. Миграционная политика в Беларуси и России
- Лекция № 8. Политика в области социального страхования и пенсионного обеспечения
- I. Виды социальных рисков и направления социального страхования
- II. Социальное страхование как институт социальной защиты
- III. Виды пенсионных систем и направления их совершенствования
- IV. Перспективы и проблемы реформирования пенсионных систем в Беларуси и России
- II. Социальная защита женщин
- Лекция № 10. Социальная политика в области здравоохранения, физической культуры и спорта
- I. Цели и пути реформирования здравоохранения
- II. Политика в области физической культуры и спорта
- Лекция № 11. Социальная политика в области образования, науки и культуры
- I. Политика в сфере образования и науки
- II. Культурная политика
- Лекция № 12. Демографические и этнические аспекты социальной политики
- Лекция № 13 Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике Политика на макро- и микроуровнях
- Государственное регулирование доходов
- 1.2. Социально-экономические основы реформирования политики доходов и заработной платы Основные этапы реформирования
- Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы
- 1.3. Механизм осуществления политики доходов и заработной платы Основные элементы механизма
- Результативность политики доходов
- Укрепление институциональных основ политики доходов и заработной платы
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 14. Социальная инфраструктура общества как объект социальной политики
- Лекция № 15. Социальное партнерство. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
- II. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
- Задания для практического занятия и срсп
- 1.2. Социальные приоритеты и социальная ответственность в обществе
- Интересы основных групп населения и их требования к обществу
- 1. Заполнить таблицу №1, 2
- Основные направления социальной политики. Политика доходов населения.