logo
УМК социальная политика 2012

II. Негосударственные субъекты сп– институты социальной политики

К ним относятся организационные структуры демократического (гражданского) или переходного к нему общества. Это организации, органы, движения, которые являются реально значимыми социальными силами, представляющими интересы социальных групп и социальных общностей.

Адекватное и весомое в обществе представительство интересов социальных групп придает организационной структуре силу – делает ее реальным (влиятельным) субъектом социальной политики. В отличие от реальных субъектов СП формальные субъекты (субъекты-претенденты, декоративные, манипулируемые субъекты) не имеют реального веса и достаточно широкой социальной базы.

Гражданское общество – многообразие отношений и социальных связей, возникающих между людьми и социальными группами в процессе экономической, социальной, культурной и другой жизнедеятельности на основе признания прав человека на жизнь, свободу, личную безопасность и собственность.

В демократическом (гражданском) обществе нормой является взаимодействие социальных сил в форме устойчивых общественных организаций и движений – политических партий, профессиональных союзов, союзов предпринимателей, других организаций и движений по защите социально-групповых или общественных интересов (молодежные, женские, экологические, национальные и др.).

В гражданском обществе государственная СП осуществляется в многосубъектной среде. Ее цели и содержание формируется как результат взаимодействия государства с представителями негосударственных субъектов. В тоталитарном обществе государство фактически сосредотачивает у себя всю полноту социальной политики, является ее единственным субъектом. Все остальные структурные элементы общества оказываются объектами СП, то есть занимают в ней сугубо пассивное положение. При этом их вынужденная пассивность расценивается как иждивенческие настроения, а деятельность государства – как неустанная забота о благе народа.

В переходный период сохраняется традиция сильной роли государства, СП приобретает вынужденно государственный характер, что создает опасность ее бюрократизации. Поэтому в обществах переходного типа, стремящихся перейти от тоталитаризма к демократии, одной из главных социальных проблем является становление и развитие полноценной системы независимых от государства общественных и общественно-политических организаций, которые адекватно по содержанию и практически весомо представляли бы все существенно важные интересы каждой из социальных групп и общностей.