II. Социальная защита женщин
Женщины – это социально-демографическая группа населения, которые в силу своих особенностей, являются категорией, особенно нуждающихся в социальной помощи.
В настоящее время существует несколько социальных проблем, связанных с социальным статусом женщин в стране.
1. Демографическая проблема, характеризуемая сокращением продолжительности жизни женщин и рождаемости.
2. Экономическая проблема характеризуется снижением денежных доходов и удорожанием бытовых услуг, что привело к возрастанию бытовых нагрузок женщин.
3. Проблема юного материнства, характеризующаяся отчуждением юных мам от родительской семьи, недополучением достаточного образования и средств к существованию.
4. Проблема равных прав женщин с мужчинами, отсутствие которых приводит к морально-психологическим перегрузкам женщин.
Изменить сложившееся положение женщин можно, проводя политику создания общества, способного практически реализовать равные возможности (юридические, социальные, политические, экономические) для граждан обоего пола.
Социальная работа с женщинами содержит три группы задач: помощь в трудных жизненных обстоятельства; поддержание их функционирования как полноценных членов общества; создание условиях для развития личности. В конкретных индивидуальных и социальных условиях на передний план выходит та или иная группа задач.
Так, в случае реальной опасности для жизни и здоровья женщин и детей могут использоваться приюты-стационары (социальные гостиницы), кризисные центры с комплексом своих социальных услуг. Острые экономические затруднения дают право женщине обращаться за экстренной или адресной социальной помощью.
Поддержание социального функционирования может обеспечиваться социально-психологической реабилитацией и поддержкой женщин в трудной жизненной ситуации, мероприятиями по переподготовке или переобучению их более нужным в настоящее время профессиям, информированием об имеющихся социальных ресурсах, о сущности и технологиях планирования семьи, консультациями или иной правовой помощью для защиты их прав.
Задачи социального развития могут обеспечиваться деятельностью по поддержанию групп самопомощи и взаимопомощи, ассоциаций защиты социальных или иных прав различных слоев женского населения, содействием самозанятости и самообеспеченности женщин. Социальные услуги женщинам оказываются в виде предоставления помощи семье или осуществления семейной терапии, при обслуживании детей и подростков, пенсионеров и инвалидов. Такую деятельность проводят центры социального обслуживанию населения различного (регионального, муниципального и локального) уровня, а также центры социальной помощи семье и детям.
Важной проблемой является низкое представительство женщин на руководящих постах всех уровней власти, что не позволяет им реально влиять на формирование социально и экономической политики. Несмотря на то, что в Республике Беларусь не существует законодательных ограничений на участие женщин в управлении и политической жизни, существуют значительные преграды на пути устранения реального неравенства и возможностей в сфере принятия решений. Мужчины занимают, по сути дела, все руководящие посты как в сфере государственного управления, так и в руководстве политических партий. Все перечисленные выше проблемы зафиксированы в Национальном отчете «Женщины Беларуси в зеркале эпохи». Для их решения правительством республики, с учетом принятых на IVВсемирной конференции обязательств, в июне 1996 г. утвержден Национальный план действий по улучшению положения женщин на 1996-2000 гг. Направления плана был последовательно развиты и конкретизированы в республиканской программе «Женщины Республики Беларусь», принятой в августе 1996 г. Цель программы – смягчить наиболее острые проблемы женщин в переходный период.
Положение женщин является предметом международно-правового регулирования и деятельности национальных правительств. Так, Конвенция ООН 1979 г. о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин послужила основой принятия Конвенции № 156 МОТ о трудящихся с семейными обязанностями, направленной на устранение дискриминации и достижение подлинного равенства работающих мужчин и женщин.
Социальная защита детей и молодежи
Дети– это лица в возрасте до 18 лет. Значение этой социальной группы обусловлено не только ее большой численностью, сколько ролью, которую она играет в жизни общества. Состояние детей определяет количественные и качественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическую структуру и социально-психологические особенности, а учеба детей в школе – это важнейшая часть общественного разделения труда.Дети – это группа населения, задача которой накапливать человеческий капитал.Поэтому социальная защита детства должна быть ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей, и, прежде всего, свободного доступа к качественному образованию, дошкольному и школьному воспитанию.
Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства закреплен в Конвенции о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.) и законодательстве Беларуси и России, а реализуется в государственной социальной политике по улучшению положения детей, в которой участвуют все уровни государственного управления.
Молодежь– социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социально структуре общества, специфических интересов и ценностей. В этой группе выделяются различных слои: по возрасту (подростки, юношество,) по полу, по видам основной деятельности (учащиеся, работающие), по месту жительства (городская, сельская) и др. Соответственно дифференцируются групповое самосознание и интересы молодежи.
Социальное развитие молодежи охватывает в общей массе социальных изменений такие, которые связаны с обновлением общественной системы. Смена поколений, сопутствующая развитию всякого общества предполагает не оттеснение одних другими, а их интеграцию, объединение в единое целое. Участвуя в этом процессе, молодежь реализует свои важнейшие социальные функции: воспроизводственную, трансляционную, инновационную. Тем самым ее социальное развитие является одним из условий развития общества.
На каждом этапе своего развития общество вырабатывает определенные требования, предъявляемые к подрастающему поколению, существующие в форме общественных норм, ценностей, морали и др., а также предоставляет различные возможности для успешной его интеграции в общественные структуры. Это реализуется посредством молодежной политики, являющейся частью политики социальной, которую осуществляют общество и государство.Молодежную политику проводят политические партии, общественные, в том числе молодежные и юношеские, движения, религиозные и другие организации.
Молодежь как социально-демографическая группа отнесена к группам социального риска. Отсутствие жизненного опыта, социальных критериев поведения и образа жизни создает условия для отклоняющегося, асоциального поведения – вхождение в криминальные подростковые группы, приобщение к наркотикам, алкоголю, пустому время препровождению и т.д. Поэтому молодежь должна всегда находиться в центре социальной работы, ей необходимо оказывать социальную поддержку и помощь.
В основных направлениях социально-экономического развития РБ на период до 2010 г. в целях обеспечения благоприятных условий для развития семьи и стабилизации рождаемости предусматривается: совершенствование системы государственных пособий семьям, воспитывающих детей; развитие социального обслуживания семьи; содействие всем формам предпринимательской деятельности семей; совершенствование налоговой политики в интересах семьи; проведение ежегодного мониторинга социально-экономического потенциала семьи. Размеры пособий будут увеличиваться в зависимости от среднедушевого потребительского бюджета.
В перспективе, как и сегодня, эта поддержка будет состоять в первую очередь в предоставлении каждому молодому человеку возможности трудиться и зарабатывать себе на жизнь. Намечается расширить строительство жилья для молодежи, улучшить и удешевить питание школьников, учащихся ПТУ, студентов.
Молодежная политика будет направлена на решение насущных проблем жизни молодежи – образование, занятость, улучшение жилищных условий, поддержка учащихся и студентов, воспитание патриотизма и добросовестного отношения к труду, повышение престижности труда молодежи в реальном секторе экономики.
- Учебно-методический комплекс дисциплины
- 5) Характеристика дисциплины
- 6) Список основной и дополнительной литературы
- Лекция № 1: Сущность, основные принципы и категории социальной политики
- I. Объект, предмет и функции курса
- II. Принципы социальной политики
- Лекция № 2: Приоритеты, механизмы реализации и показатели эффективной социальной политики
- I. Социальная стабильность как фактор реализации целей сп
- II. Механизмы реализации сп
- III. Критерии и показатели эффективности социальной политики
- Лекция № 3: Основные модели и парадигмы социальной политики: отечественный и мировой опыт
- I. Основные модели социальной политики за рубежом
- II. Административно-командная патерналистская модель сп
- III. Цели и специфика сп переходного периода в Беларуси и России
- Лекция № 4: Основные субъекты социальной политики и их взаимодействие
- I. Государство как субъект социальной политики
- II. Негосударственные субъекты сп– институты социальной политики
- III. Взаимодействие основных институтов социальной политики
- Лекция № 5: Социальное государство: сущность, функции, этапы развития
- I. Изменение функций социального государства на различных этапах развития
- II. Влияние глобализации на трансформацию социального государства
- III. Проблемы и перспективы создания социального государства в Беларуси и России
- Лекция № 6. Социальная политика в области трудовых отношений
- I. Основные задачи, принципы и уровни политики занятости и регулирования рынка труда
- II. Главные направления политики в области оплаты труда
- III. Социальная политика в области охраны труда
- Лекция № 7. Миграционная политика. Проблемы внешней трудовой миграции
- I. Миграционные процессы: структура и направление миграционных потоков
- II. Проблемы и преимущества трудовой миграции
- III. Миграционная политика в Беларуси и России
- Лекция № 8. Политика в области социального страхования и пенсионного обеспечения
- I. Виды социальных рисков и направления социального страхования
- II. Социальное страхование как институт социальной защиты
- III. Виды пенсионных систем и направления их совершенствования
- IV. Перспективы и проблемы реформирования пенсионных систем в Беларуси и России
- II. Социальная защита женщин
- Лекция № 10. Социальная политика в области здравоохранения, физической культуры и спорта
- I. Цели и пути реформирования здравоохранения
- II. Политика в области физической культуры и спорта
- Лекция № 11. Социальная политика в области образования, науки и культуры
- I. Политика в сфере образования и науки
- II. Культурная политика
- Лекция № 12. Демографические и этнические аспекты социальной политики
- Лекция № 13 Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике Политика на макро- и микроуровнях
- Государственное регулирование доходов
- 1.2. Социально-экономические основы реформирования политики доходов и заработной платы Основные этапы реформирования
- Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы
- 1.3. Механизм осуществления политики доходов и заработной платы Основные элементы механизма
- Результативность политики доходов
- Укрепление институциональных основ политики доходов и заработной платы
- Термины
- Вопросы для самопроверки
- Лекция № 14. Социальная инфраструктура общества как объект социальной политики
- Лекция № 15. Социальное партнерство. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
- II. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
- Задания для практического занятия и срсп
- 1.2. Социальные приоритеты и социальная ответственность в обществе
- Интересы основных групп населения и их требования к обществу
- 1. Заполнить таблицу №1, 2
- Основные направления социальной политики. Политика доходов населения.