3. Альтернативный подход к определению роли государственного долга.
Альтернативный подход основан на прямо противоположной концепции - в фазе снижения деловой активности объем займов сокращают. В фазе увеличения деловой активности объем займов увеличивают. В фазе экономического спада и в период, предшествующий экономическому спаду, объем займов минимизируют или досрочно погашают государственный долг. В данном подходе есть свое рациональное зерно. Такая парадоксальная схема обладает рядом преимуществ перед классическим. Во-первых, альтернативный подход при прочих равных условиях позволяет привлекать в бюджет больший объем денежных ресурсов за экономический цикл. Во-вторых, при его реализации наблюдается более низкая амплитуда колебаний относительного объема долга в течение экономического цикла. Максимальное значение относительного размера долга за период экономического цикла меньше. В-третьих, решение об оптимальном размере госзаймов принимается на основе данных о темпах экономического развития: вошла экономика в фазу усиления деловой активности - увеличили займы, наступил спад деловой активности - сократили займы, наступил экономический спад - минимизировали займы. Риск ошибочного планирования сальдо бюджета в данном случае существенно ниже.
В рамках рассматриваемого подхода государственный долг выполняет роль финансового механизма, ускоряющего экономическое развитие. Госдолг может быть полезен только в период устойчивого экономического роста. В фазе экономического спада дефицит бюджета существенно ухудшает состояние государственных финансов, повышает риск долгового кризиса и тем самым приводит к ухудшению общего состояния экономики. Для Китая госдолг - это финансовый механизм ускорения экономического развития. Для России госдолг остается экономической проблемой и никаких выгод экономике государства не приносит. Два подхода (классический и альтернативный) основываются на различных смыслах, вкладываемых в понятие "сбалансированности" бюджета. В Европейском сообществе бюджет признается сбалансированным, если выполняются два ограничения - на размер дефицита (3% ВВП) и на размер долга (60% ВВП). Рост экономики невозможен без увеличения энергопотребления, а это означает, что нужно строить новые электростанции, тянуть нефтепроводы, строить порты, дороги и прочую инфраструктуру. Вопросы поддержки экономического роста являются непростыми сами по себе, их приходится решать в условиях международной конкуренции за ресурсы, за условия международной торговли
- 1 Понятие государственного долга и его формы. Роль госдолга в рыночной экономике.
- 2. Классический подход к определению роли государственного долга.
- 3. Альтернативный подход к определению роли государственного долга.
- 4. Институциональная подсистема управления государственным и муниципальным долгом.
- 5. Внутренние и внешние ценные бумаги.
- Внутренние и внешние ценные бумаги регулируются фз от 18.07.2005 n 90-фз "о валютном регулировании и валютном контроле"
- 7.Ограничения на размер государственного долга рф, субъекта рф и муниципального долга
- 8. Государственные и муниципальные ценные бумаги рф
- 9. Доходность ценных бумаг и влияющие на неё факторы.
- 10. Кредитный рейтинг, технологии его присвоения и пересмотра.
- 11. Государственное регулирование рынка государственных и муниципальных ценных бумаг.
- 12. Эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг.
- 13. Первичные дилеры и андеррайтеры, их функции.
- 14. Формы размещения государственных и муниципальных ценных бумаг в России.
- 16. Долговая емкость бюджета. Доступная долговая емкость.
- 17. Текущее обслуживание государственного и муниципального долга.
- 18. Реструктуризация государственного долга
- 19. Оценка современной долговой политики рф и регионов
- 20. Проблемы развития субфедеральных и муниципальных заимствований в России