logo
ответы Финансовое Право СГЮА

59. Государственный и муниципальный долг, управление гос. (муниц.) долгом

Публичный кредит и публичный долг следует рассматривать как две стороны одной медали. Первое есть причина второго.

Как экономическая категория государственный (муниципальный) кредит представляет собой систему экономических денежных отношений, возникающих в связи с привлечением госу¬дарством и муниципальными образованиями на добровольных и платных началах для использования временно свободных денежных средств организаций и физических лиц в целях формирования ссудного фонда. В правовом аспекте это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и МО-ниями временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и иных субъектов на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита, регулирования денежного обращения и удовл-ния др. публичных интересов.

В материальном аспекте внутренний государственный долг есть общая сумма задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и не выплаченным по ним процентам. Такой долг называют капитальным госдолгом. Аналогично дается определение муниципальному долгу.

Отношения в сфере гос. и муниц. долга регулируются гл. 14 БК РФ. В соответствии с ней:

Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Выделяют внешний и внутренний гос. (муниц.) долг. Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). Внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте РФ, а также обязательства субъектов РФ и МО-ний перед РФ, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

Гос. долг РФ представляет собой долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, МО-ниями, иностранными государствами, международными фин. организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие БК РФ.

Структура долговых обязательств РФ включает: 1) кредиты, привлеченные от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц; 2) государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ; 3) бюджетные кредиты, привлеченные в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ; 4) государственные гарантии РФ; 5) иные долговым обязательства, ранее отнесенные в соответствии с зак-вом РФ на государственный долг РФ.

Управление гос. долгом РФ осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ. Управление гос. долгом субъекта РФ осуществляется высшим исполнительным ОГВ субъекта РФ либо финансовым органом субъекта РФ в соответствии с законом субъекта РФ. Управление муниц. долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом МО-ния (местной администрацией) в соответствии с уставом МО.