30. Понятие и предмет бп
Понятие и предмет бюджетного права, его источники
Российское бюджетное право (как подотрасль фин. права) – это система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по организации бюджетной системы РФ, определению состава и порядка разграничения доходов и расходов в бюджетной системе, бюджетную компетенцию (т.е. предмет ведения и полномочия) государства и муниципальных образований, а также бюджетный процесс.
Бюджетное право занимает центральное место в системе финансового права. Имея свой особый предмет регулирования, бюджетное право вместе с тем связано с другими разделами и институтами ФП. Это обусловлено положением бюджета в фин. системе страны – его главенствующей и координирующей ролью в нем.
Специфика предмета бюджетного права: 1) в регулируемых им отношениях в качестве субъектов бюджетного права выступают непосредственно РФ, регионы и МО-ния, являясь собственниками казны опр. уровня, а также соот. органы законодательной и исполнительной власти в рамках своей компетенции; 2) эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государства (федерального уровня и субъектов РФ), а также МО-ний в форме соот. бюджетов, которые имеют общее (публичное) значение для государства и его территориальных образований.
Источник бюджетного права - это внешняя форма выражения нормы бюджетного права или, другими словами, нормативные правовые акты представительных и исполнительных ОГВ и МСУ, в которых содержатся нормы бюджетного права. На федеральном уровне: 1) Конституция РФ – она содержит нормы общего характера, которые определяют осн. принципы и формы взаимоотношений в бюджетной сфере, основы организации бюджетной деятельности государства, защиты прав и законных интересов участвующих в ней субъектов. Помимо них ряд статей КРФ непосредственно устанавливают исходные начала бюджетной деятельности в РФ. Это ст. 71 и 72 КРФ, определяющие сферу искл. ведения РФ и сферу совместного ведения РФ и ее субъектов в данной области; ст. 101 (СФ и ГД ФС РФ образуют Счетную палату для контроля за исполнением федер. бюджета), 104 (проекты ФЗ, предусматривающие расходы средств федер. бюджета, вносятся при наличии заключения Правительства РФ), 106 (проект ФЗ и ФБ подлежит обяз. рассмотрению СФ), 114 (Правительство РФ разрабатывает и представляет Гос. Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Гос. Думе отчет об исполнении федерального бюджета), устанавливающие основы порядка утверждения бюджета и контроля за его исполнением; ст. 132 о бюджетных правах ОМСУ и др. 2) ФКЗ («О Правительстве РФ» - он закрепляет полномочия Правительства РФ в бюджетной сфере); 3) ФЗ (основным ФЗ, регулирующим бюджетные отношения, является Бюджетный кодекс РФ. Согласно ст. 2 БК РФ, кодекс возглавляет бюджетное законодательство РФ); 4) подзаконные акты Президента РФ (их мало, они регулируют порядок предоставления господдержки за счет средств федерального бюджета опр. категории лиц); Правительства РФ (определяют основы правового статуса ФОИВ, наделенных полномочиями в бюджетной сфере, порядок управления средствами Фонда национального благосостояния и т.д.); Министерства финансов РФ и ведомств, наделенных правом нормотворчества (ФТС России). На региональном уровне: Конституции (Уставы) и законы субъектов РФ, акты исполнительных ОГВ субъектов РФ. На муниципальном уровне: акты представ.и исп. органов МСУ по вопросам местного бюджета.
- 2.Финансовая деятельность гос-ва и мо
- 4. Финансовая система
- 14Защита прав субъектов фпо
- 15.Санции за нарушение фпн
- 16.Понятие финансового контроля
- 17. Понятие фин_правовой ответ_ти
- 26. Ведомственный и внутрихозяйственный контроль.
- 20. Фк осущ_й пред огв и мсу
- 21. Фк счеткная палата
- 22. Фк фед казначейство
- 23. Фк фс по мониторингу
- 19. Виды фин контроля
- 25. Фк налоговые органы
- 26. Фк фс страхового надзора
- 28. Аудиторский фк
- 29. Методы фк. Акт ревизии
- 30. Понятие и роль гос и мест бюджета
- 30. Понятие и предмет бп
- 32. Бк рф как источник бп
- 32-33. Бпо. Субъекты бпо.
- 34. Бюджетное устройство и бюджетная система
- 36. Доходы бюджета
- 37. Расходы бюджета
- 40. Понятие и принципы бюдж процесса
- 43. Исполнение бюджета
- 46. Распорядители и получатели бюдж средств
- 42. Порядок составления у и и фед бюджета
- 46. Бюдж контоль ответственность
- 50. Резервный фонд и фонд нац благ-я
- 50.Федеральные и территориальные внебюджетные фонды
- 53. Финансы гос и мун_х предприятий
- 52. Фд гос и мун предприятий
- 53. Налоговое право и нпо
- 54 Права и обязанности налогоплательщиков
- 56 Система налогов и сборов.
- 57. Налогоплательщици
- 58. Понятие гос и мун кредита
- 59. Государственный и муниципальный долг, управление гос. (муниц.) долгом
- 60 Управление гос.Долгом
- 61. Общая хар_ка страхования
- 62. Организация обяз_го гос им и личн страх_я
- 64. Центральный банк рф (Банк России). Особенности правового положения, функции
- 65. Банковская система
- 66. Правовое положение ко
- 67. Надзор цб
- 68.Страхование вкладов физических лиц в банках России. Агентство по страхованию вкладов
- 69. Правовое регулирование сберегательного дела
- 70. Банковский кредит
- 71. Понятие и состема гос доходов
- 75. Денежная система
- 76. Правовые основы организации ден знаков
- 77. Валютный контроль. Органы и агенты валютного контроля.
- 81. Законодательство о валютномрегулир-ии. Валютное регулирование: основные понятия.