logo
ответы Финансовое Право СГЮА

2.Финансовая деятельность гос-ва и мо

Финансоваядеят-ть гос-ва — это основанная на правовых нормах публичная деят-ть субъектов финансового права по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов общего значения.

Она осущ-тся посредством привлечения денежных средств в фонды специального назначения путем распределения их между звеньями финансовой системы.

В ходе финансовой деят-ти производится образование, распределение и использование гос-ных и муниц-ных централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Гос-во сталкивается с необходимостью воздействия на различные социально-экономические процессы, наконкретных хозяйствующих субъектов и тер-риальные образования при помощи регулирования и направления денежных потоков, т. е. путем осуществления финансовой деят-ти.

Финансоваядеят-тьмуниц-ных образований — это осущ-ние соответствующим муниц-ным образованием в лице компетентных органов ф-ций по планомерному аккумулированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях осущ-ния публичных задач и ф-ций местного сообщества, а также делегированных полномочий гос-ва.

Онпнаправлена на решение задач местного значения, которые определены закон-вом о местном самоуправлении. Финансоваядеят-тьмуниц-ных образований осущ-тся через органы местного самоуправления.

Методы финансовой деят-ти:

1) образование - денежные средства образуются путем обязательных платежей, а также путем добровольных платежей;

2) распределение - при распределении гос-ных денежных средств применяются два основных метода: финансирование (безвозвратное и безвозмездное предоставление этих средств) и кредитование (выделение средств на началах возмездности и возвратности);

3) использование денежных средств - поступление в процессе финансовой деят-ти денежных средств в распоряжение гос-ва, юр-ских и физ-ких лиц, использование их осущ-тся посредством расчетных операций.Единство финансовой политики и денежной системы. Самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в РФ, устанавливаются федеральным законом (ч. 3 ст. 75 КРФ).Принцип федерализмапредполагает сочетание в ФДГ общефедеративных интересов с интересами субъектов РФ, обеспечение финансовыми ресурсами, необходимыми как при выполнении функций, имеющих значение для Федерации в целом, так и для жизнедеятельности и самостоятельности субъектов РФ

Принцип приоритета публичных интересов в ФДГ и муниципальных образований, ее социальная направленность - предполагает государственное регулирование экономики, решение экономических вопросов местного значения, исходя из общезначимых задач общества. Содержание данного принципа образует ст. 2 КРФ, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита ПиСЧиГ – обязанность государства

  1. ФОРМЫ ФД Г И МО

Финансовая деят-ть осущ-тся в правовой форме, влекущей правовые последствия, и в неправовой форме, не влекущей правовых последствий.

Правовой формой осущ-ния гос-ной деят-ти явл-ся однородное по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) функционирование гос-ных органов по руководству обществом путем принятия правовых актов.

Финансово-правовые акты — это решения органов гос-ной власти или органов местного самоуправления, принятые в

определенной форме, в пределах соответствующей компетенции и регулирующие вопросы финансовой деят-ти.

Финансово-правовые акты классифицируются по различным основаниям: по юридическим свойствам, юридической природе, по органам, их издающим, по сферам регулируемых отношений и др.

Правовая форма финансовой деят-ти явл-ся результатом воплощения в жизнь ф-ционального взаимодействия гос-ва и права.

В деят-ти гос-ва 3 правовые формы: правотворческая деят-ть; правоучредительнаядеят-ть; правоприменительная деят-ть.

Нормативный финансово-правовой акт федерального уровня — это письменный док-т, принятый федеральным органом гос-ной власти в пределах своей компетенции, имеющий официальный хар-р и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование финансовой деят-ти.

Нормативные финансово-правовые акты федерального уровня принимаются по вопросам финансовой деят-ти, отнесенным Конституцией РФ к предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Среди них выделяются законы и подзаконные акты.

Нормативный финансово-правовой акт субъекта РФ — это письменный док-т, принятый органом гос-ной власти субъекта РФ в пределах своей компетенции, имеющий официальный хар-р и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование финансовых отношений внутри соответствующего субъекта РФ.

Нормотворчество субъектов РФ в финансовой сфере обусловлено наличием у них собственной финансовой компетенции.

Они принимаются и по определенным вопросам финансовойдеят-тимуниц-ных образований.

Их систему образуют законы и подзаконные акты.

Финансово-правовой акт органа местного самоуп-ния — это публичный, официально обозначенный док-т, принятый управомоченным органом местного самоуп-ния, имеющий юр-скую силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование властных отношений.Ведущим финансово-правовым актом местного самоуп-нияявл-ся устав соответствующего муниц-ного образования: района, города, района в городе, поселка.