2.1. Краткая экономико-организационная характеристика деятельности оао «Аптечная сеть 36,6»
ОАО «Аптечная сеть 36,6» является крупнейшей в России розничной сетью, объединяя порядка 1 000 аптек в 70 городах и 23 регионах страны. При этом основным рынком компании является Москва и Московская область, на их долю приходится около 56% продаж «36,6». В последние годы компания ведет активную политику по расширению розничного сегмента – с середины 2000-ых годов число магазинов увеличилось вдвое [43].
До конца 2005 года Аптечная сеть владела фармацевтической компанией «Верофарм», входящей в пятерку крупнейших производителей лекарственных средств в России. Производство компании представлено 3 фармацевтическими заводами: в Белгороде, Воронеже и Покрове (Владимирская область). Портфель продукции компании составляет более 400 препаратов. В ОАО «Верофарм» работает 2 100 сотрудников (рис. 2.1.1).
Рис. 2.1.1 Корпоративная структура [43]
Весной 2005 года состоялось IPO «Верофарм», после чего в руках «36,6» осталось 50% + 1 акция фармацевтической компании. В общей сложности «36,6» заработала на продаже доли Верфарма около 122 млн. долл. Наличие в составе активов «36,6» производственного бизнеса мы расцениваем положительно: с одной стороны, «36,6» оставила за собой возможность ежегодно получать прибыль с быстрорастущего фармацевтического рынка, с другой – позднее, при ужесточении конкуренции и замедлении темпов роста, у компании будут хорошие шансы удачно продать оставшиеся 50% акций Верофарма.
Необходимо отметить, что ОАО «Аптечная сеть 36,6» - первая публичная российская компания в своем секторе. Акции компании включены в котировальный лист «Б» на РТС (символ APTK) и допущены к торгам на ММВБ (символ RU14APTK1007). Рыночная капитализация компании на 01.01.2011 составила 10 774 050 тыс. руб. Акции компании включены в списки для расчета индексов РТС-2 (индекс акций второго эшелона) и РТС-Потребительские товары и розничная торговля (RTScr).
По данным исследовательского агентства «Фармэксперт», по итогам 2010 года в рейтинге «Российские фармацевтические компании по валовому объему производства» «Верофарм» занимает 4-е место. По данным компании IMS Health, по итогам 2010 года в рейтинге «Отечественные корпорации по объему продаж на фармацевтическом рынке РФ» «Верофарму» принадлежит 5 место. По данным компании IMS Health, по итогам 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в рейтинге «Производители онкологических лекарственных средств» на коммерческом рынке и рынке госпитальных поставок РФ среди всех производителей «Верофарм» занимает следующие места: в натуральном выражении 1-е место (сохраняет позиции лидера); в денежном выражении 5-е место (поднялся с 6-го места).
Акции компании «Верофарм» были включены в котировальный лист «Б» в PTC, а также торгуются на ММВБ. Рыночная капитализация компании на 01.01.2011 составляла 15 252 900 тыс. руб. (по данным ММВБ).
Рассмотрим основные финансовые показатели развития компании. По итогам 2010 года консолидированные продажи группы составили 20 381,1 млн. руб., в том числе в розничном сегменте 14 207,5 млн. руб., что соответствует сокращению по сравнению с 2009 годом на 3,2% и 11,1% соответственно. Объем продаж ОАО «Верофарм» за 2010 год составил 5 395,1 млн. руб., что на 23% больше продаж 2009 года (4 395,2 млн. руб.).
Консолидированная прибыль до уплаты процентов, налогов на прибыль и амортизации (EBITDA) составила 1 738,5 млн. руб., увеличившись на 22,3% по сравнению с 2009 годом (1 421,6 млн. руб.).
За 12 месяцев 2010 года общий объем инвестиций группы в основные средства и нематериальные активы составил 391,6 млн. руб. (табл. 2.1.1).
Таблица 2.1.1
Основные финансовые показатели ОАО «Аптечная сеть 36,6» (млн. руб.)
Показатель | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Изменение, 2010 г. к 2009 г.,% |
Выручка | 20 121,03 | 21 061,50 | 20 381,10 | -3,20% |
Валовая прибыль | 8 204,16 | 8 301,50 | 8 407,20 | 1,30% |
EBITDA | 1 417,06 | 1 421,60 | 1 738,50 | 22,30% |
Чистая прибыль без учета эффекта от операций по реструктуризации доли меньшинства в консорциуме инвесторов | -312,1 | -531,2 | -432,6 | 18,56% |
В 2010 году в розничном сегменте было органически открыто 15 аптек и закрыто 45 аптек, таким образом общее количество аптек на конец 2010 года составило 989.
В течение 2010 года было также открыто 6 магазинов Центра раннего развития (ELC). По итогам 2010 г. аптечная сеть управляет 19 магазинами «Центра раннего развития – ELC», 9 отдельно стоящими магазинами оптики, а также имеет 20 отделов оптики, расположенных внутри аптек.
Для более полного представления о компании, подвергнем анализу ее финансовое положение (табл. 2.1.2).
Таблица 2.1.2
Финансовое положение ОАО «Аптечная сеть 36,6» (млн. руб.)
Показатель | По состоянию на 01 января | ||
2009 года | 2010 года | 2011 года | |
Активы | |||
Основные средства | 3,006 | 3,009 | 2,859 |
Гудвилл | 4,874 | 4,876 | 4,876 |
Прочие нематериальные активы | 281 | 286 | 319 |
Займы, выданные связанным сторонам | 169 | 178 | 196 |
Отложенные налоговые активы | 19 | 20 | 35 |
Прочие внеоборотные активы | 28 | 29 | 21 |
Товарно-материальные запасы | 3,611 | 3,455 | 4,009 |
Торговая дебиторская задолженность | 3,008 | 3,176 | 3,864 |
Прочая дебиторская задолженность и расходы будущих периодов | 1,184 | 1,272 | 1,615 |
Краткосрочные инвестиции | 195 | 250 | 185 |
Денежные средства и их эквиваленты | 745 | 738 | 836 |
Капитал и обязательства | |||
Уставный капитал | 61 | 61 | 67 |
Добавочный капитал | 5,125 | 5,340 | 6,260 |
Непокрытый убыток | 3,028 | 3,169 | 4,168 |
Неконтрольные доли владения | 2,300 | 2,308 | 2,658 |
Кредиты и займы долгосрочные | 4,451 | 4,632 | 5,762 |
Долгосрочные обязательства по финансовой аренде | 15 | 17 | 9 |
Отложенные налоговые обязательства | 176 | 167 | 229 |
Кредиты и займы краткосрочные | 2,701 | 2,809 | 3,573 |
Прочая кредиторская задолженность и начисленные расходы | 806 | 867 | 664 |
Прочие налоговые обязательства | 311 | 319 | 301 |
Обязательства по налогу на прибыль | 69 | 83 | 135 |
Текущая часть обязательств по финансовой аренде | 14,5 | 16 | 12 |
В 2008-2009 годах глобальный экономический кризис существенно повлиял на результаты операционной деятельности компании и ее финансовое положение. Он привел к усложнению экономической среды в России, что значительно затруднило возврат группы к прибыльной операционной деятельности и снизило способность поддерживать уровень доходов в условиях снижения покупательского спроса. В конце 2008 года руководство группы разработало и начало реализовывать комплекс мероприятий, направленных на стабилизацию финансового положения группы и возврат к прибыльности за счет сокращения расходов, реструктуризации сроков погашения задолженности группы по кредитам и займам, закрытия неприбыльных аптек, повышения рентабельности торговых операций и прочих мероприятий (табл. 2.1.3).
Таблица 2.1.3
Себестоимость продукции и иные расходы (млн. руб.)
Показатель | По состоянию на 01 января | ||
2009 года | 2010 года | 2011 года | |
Себестоимость реализации | |||
Сырье, материалы и товары для перепродажи | 12,638 | 12,225 | 11,484 |
Заработная плата и единый социальный налог | 267 | 250 | 244 |
Списание товарно-материальных запасов | 174 | 139 | 86 |
Амортизация производственных активов | 40,5 | 41 | 43 |
Коммунальные услуги | 38 | 37 | 37 |
Ремонт и техническое обслуживание производственных активов | 32 | 30 | 30 |
Транспортные расходы | 25 | 24 | 24 |
Прочие | 17 | 14 | 26 |
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы | |||
Заработная плата и единый социальный налог | 3,607 | 3,201 | 2,952 |
Расходы на аренду | 1,518 | 1,513 | 1,331 |
Расходы на продвижение готовой продукции | 301 | 619 | 1,276 |
Амортизация основных средств | 399 | 394 | 380 |
Расходы на рекламу | 278 | 248 | 314 |
Ремонт и техническое обслуживание | 274 | 259 | 213 |
Командировочные и транспортные расходы | 105 | 105 | 104 |
Банковские услуги | 117 | 115 | 117 |
Налоги, кроме налога на прибыль | 74 | 66 | 115 |
Офисные расходы | 197 | 189 | 112 |
Профессиональные услуги | 107 | 105 | 103 |
Амортизация нематериальных активов | 56 | 46 | 54 |
Расходы на охрану | 78 | 72 | 48 |
Изменение резерва по сомнительным долгам | (9) | (11) | (195) |
Прочие расходы | 79 | 44 | 186 |
Финансовые расходы | |||
Проценты по банковским овердрафтам и кредитам | 620 | 500 | 907 |
Проценты по рублевым облигациям | 230 | 260 | 285 |
Комиссия управляющей компании | 18 | 27 | 82 |
Комиссионные расходы | 31 | 48 | 57 |
В 2010 году были осуществлены следующие мероприятия:
- в июне группа провела дополнительную эмиссию акций, в результате которой группа получила денежные средства от существующих и новых акционеров в размере 930 млн. руб.;
- обязательства по кредитам, подлежавшие погашению в 2010 году, были или погашены, или реструктурированы путем привлечения группой других банковских кредитов и небанковских займов в течение 2010 года. В частности, группа погасила кредиты, полученные от Номос-банка в размере 200 млн. руб. и 500 млн. руб. и подлежавшие погашению в декабре 2010 года и в марте 2011 года соответственно;
- группа привлекла долгосрочный кредит в размере 1 200 млн. руб. от Номос-банка, подлежащий погашению в сентябре 2013 года, обеспеченный гарантиями, полученными от акционеров группы, а также долгосрочный кредит в размере 900 млн. руб. от того же банка, подлежащий погашению в ноябре 2012 года, обеспеченный гарантиями Правительства Российской Федерации;
- краткосрочная кредитная линия в размере 600 млн. руб. и овердрафт в размере 85 млн. руб. были открыты группой в Московском кредитном банке и Номос-банке соответственно. Также был привлечен краткосрочный заем в размере 565 млн. руб. от связанной стороны СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД с целью финансирования оборотного капитала;
- в течение года группа закрыла 45 аптек и открыла 15 новых, которые до конца года продемонстрировали более высокий уровень прибыльности.
Кроме того, в течение 2010 года остановилось снижение покупательского спроса, с которым столкнулся сегмент розничной торговли группы в 2009 году и в начале 2010 года. И уже в четвертом квартале 2010 года аптечные сети группы отметили рост покупательского спроса [43].
В результате оптимизации структуры расходов, изменения ассортимента продукции, а также увеличения доли продукции, продаваемой под собственной торговой маркой, группа повысила норму валовой прибыли до 41,2% в 2010 году с 39,4% в 2009 году.
Эти мероприятия привели к улучшению показателей ликвидности группы, и по состоянию на 31 декабря 2010 года ее оборотные активы превысили краткосрочные обязательства на 2,511 млн. руб. (по состоянию на 31 декабря 2009 года краткосрочные обязательства группы превышали ее оборотные активы на 958 млн. руб.). Однако при этом задолженность группы третьим лицам по полученным кредитам и займам увеличилась с 7,441 млн. руб. по состоянию на 31.12.2009 до 9,335 млн. руб. по состоянию на 31.12.2010, из которых в 2011 году группе предстоит погасить 3,573 млн. руб. (из которых 786 млн. руб. были погашены группой в январе-апреле 2011 года) [43].
Кроме того, некоторые долгосрочные займы группы, не погашенные по состоянию на 31.12.2010, накладывают на группу финансовые ограничения – ковенанты. По мнению руководства, группа соответствовала требованиям финансовых ограничений (ковенантов) по своим кредитным договорам по состоянию на 31.12.2010; однако возможное несоответствие данным финансовым ограничениям в будущем дает право кредиторам потребовать немедленного погашения соответствующих кредитов и займов.
Проведенный анализ показал, что приоритетными направлениями деятельности общества являются:
1. обеспечение развития компании достаточным финансированием и обслуживание ее текущих финансовых обязательств;
2. повышение операционной эффективности бизнеса;
3. укрепление позиций компании на ключевых рынках;
4. развитие перспективных направлений деятельности, начатых ранее;
5. повышение уровня прозрачности финансовой и управленческой отчетности.
Основными кредитующими финансовыми институтами компании в 2009-2011 годах являлись ОАО «Сбербанк РФ», ОАО «Банк-Уралсиб», ОАО «Номос-банк», ОАО «Московский кредитный банк».
На 01.01.2011 года совокупный финансовый долг группы по данным МСФО увеличился по сравнению с 2009 годом на 25,4% и составил 9 334,9 млн. руб. Чистый долг группы на 31.12.2010 составил 8 498,7 млн. руб. Дополнительно привлеченные заемные средства были направлены компанией на снижение кредиторской задолженности поставщиков, в том числе на полное погашение просроченной кредиторской задолженности (на 01.01.2011 г. просроченная задолженность отсутствует), на пополнение оборотных средств (увеличение объемов закупки товаров с целью снижения дефектуры в аптеках для лучшего удовлетворения спроса среди покупателей).
В июне 2010 года компания успешно провела размещение дополнительных обыкновенных именных акций в бездокументарной форме общим объемом 10,0 млн. акций. Доля размещенных ценных бумаг в рамках преимущественного права составила 42,5%, общий объем привлеченных денежных средств – 930,0 млн. рублей. Привлеченные денежные средства были направлены на развитие бизнеса и снижение доли кредиторской задолженности.
Для реализации поставленных задач в области операционной деятельности в течение 2010 года был реализован ряд крупных проектов. Так, реализована антикризисная программа по восстановлению отношений со всеми ключевыми дистрибьюторами. Подключены к действующим поставкам ключевые дистрибьюторы РФ («Протек», «Катрен», «РОСТА», «Морон», «СИА Интренешнл», «Аптека-Холдинг»). Достигнуты договоренности с ключевыми поставщиками по увеличению лимитов отгрузок без предоставления обеспечения [43].
Новая политика ценообразования и маркетинговая активность были нацелены на возвращение покупателей в сеть. В аптеках были снижены цены на самые востребованные лекарственные средства и парафармацевтические товары. Потери от снижения маржи по этим наименованиям компания компенсировала дополнительными тендерами на закупку и продажей высокомаржинальной продукции СТМ.
Дирекцией по маркетингу было проведено масштабное исследование восприятия бренда 36.6 и СТМ потребителями, что позволило сделать выбор наиболее эффективных маркетинговых инструментов. Направленность всех акций: привлечение новых клиентов, стимулирование повторных покупок у существующих клиентов, продвижение СТМ. Все проведенные мероприятия привлекли внимание клиентов и заложили основу для дальнейшего роста. Так, только по результатам провокационной кампания «низкие цены – чистая совесть» в Москве и регионах наблюдался прирост чеков на 7% (Москва) и 6% (регионы). В аптеках сети активно проходят локальные региональные акции, а также совместные промо-акции с партнерами. Успешно реализовано программа 100% компенсации расходов на маркетинг и рекламу производителями
Одной из приоритетных задач в 2010 году стало увеличение доли продаж СТМ и повышение валовой прибыли на СТМ за счет сокращения финансового цикла. По итогам 2010 года, несмотря на снижение выручки по сравнению с 2009 годом, наблюдался рост доли СТМ с 8% в начале года до 10% в конце года.
В течение 2010 года была значительно сокращена стоимость логистики, улучшены контрактные условия по лекарствам, переводу производителей на 3-сторонние договоры.
Значительная работа была проведена по оптимизации издержек на управление компанией: был сокращен штат региональных офисов и управляющей компании, изменена структура компании.
Для повышения рентабельности аптек были разработаны и внедрены программа территориальных менеджеров и новая система мотивации персонала, нацеленные на выполнение плана по выручке и продажи СТМ. В результате, у персонала аптек повысилась заинтересованность в достижении конечного результата в выполнении планов продаж, в том числе СТМ.
В течение 2010 года расходы по операционной деятельности были существенно сокращены (снижены тарифы на мобильную связь, снижены расходов на телекоммуникации, затраты на аутсорсинг IT, лицензирование).
В 2010 году завершены проекты создания централизованного казначейства, а также проект создания сервисного центра (полностью централизована функция бухгалтерии).
- Н егосударственное образовательное учреждение
- Введение
- 1. Теоретические аспекты публичного размещения акций (ipo) как формы привлечения инвестиций в развитие производства
- 1.1. Экономическая природа и сущность первичного публичного размещения акций
- 1.2. Этапы осуществления и участники процесса ipo в условиях российской действительности
- 1.3. Методы проведения размещения акций в современной концепции управления финансовыми ресурсами
- 2. Анализ публичного размещения акций (на примере оао «аптечная сеть 36,6»)
- 2.1. Краткая экономико-организационная характеристика деятельности оао «Аптечная сеть 36,6»
- 2.2. Оценка организации ipo и его влияния на деятельность компании в кратко- и среднесрочной перспективе
- Параметры ipo оао «Аптечная сеть 36,6» в 2003 году
- 2.3. Оценка ключевых рисков и системы управления ими в компании на этапах размещения ценных бумаг на бирже
- 3. Определить степень воздействия риска на эффективность размещения
- 5. Установить контроль над реализацией мероприятий, нивелирующих выявленные риски
- 3. Направления совершенствования публичного размещения акций в российской федерации
- 3.1. Текущее состояние российского рынка ipo и тенденции его развития
- 268 556 Средний объем одного размещения, млн. Долл.
- 3.2. Мероприятия по развитию оао «Аптечная сеть 36,6» после проведения ipo
- Заключение
- Список литературы