1.2. Этапы осуществления и участники процесса ipo в условиях российской действительности
О своих планах по размещению акций на бирже заявляют все больше предприятий. Однако этот процесс требует от компании серьезной подготовки в течение нескольких лет. Впрочем, выгоды от тщательно проработанного IPO окупают все затраты, как временные, так и материальные.
Размещение акций на фондовой бирже является инструментом финансирования дальнейшего развития компании. Так, привлечение в ходе IPO 127 млн. долл. США позволило концерну «Иркут» купить необходимое для расширения конструкторской базы ОКБ им. А.С. Яковлева [39, С. 57]. IPO открывает путь к более дешевым источникам капитала за счет повышения уровня публичности компании. По словам А. Сливченко, директора по корпоративным финансам «Аптечной сети 36,6», стоимость привлечения финансирования для его компании после IPO снизилась в среднем с 18 до 13% [32, С. 79]. Став публичной компанией, «36,6» не только оптимизировала структуру капитала и получила более эффективный доступ к рынкам капитала, в том числе западным, но и открыла новые возможности для развития бизнеса и консолидации рынка.
Многие отечественные предприятия с иностранным капиталом выходят на IPO по требованию иностранных акционеров, которые стремятся таким образом увеличить прибыль и диверсифицировать риски, связанные с продажей своих акций.
В силу различных требований к публичным компаниям, таких как раскрытие информации об акционерах, прозрачная структура, высокие темпы роста и успешная кредитная история, рассматривать IPO как способ привлечения средств в ближайшие два года могут лишь несколько десятков отечественных компаний из различных отраслей (табл. 1.2.1).
Таблица 1.2.1
Отраслевая структура российских компаний, планирующих IPO в 2012-2014 годах [27, С. 126]
Отрасль | Число эмитентов |
Угольная | 1 |
Машиностроение | 1 |
Металлургическая | 6 |
Химическая | 1 |
Легкая | 1 |
Лесная | 1 |
Пищевая | 9 |
|
|
Продолжение таблицы 1.2.1 | |
Ювелирная | 2 |
Строительство | 1 |
Сельское хозяйство | 1 |
Телекоммуникации | 3 |
Финансы | 4 |
Торговля | 5 |
Прочие | 5 |
Итого | 41 |
К ним относятся уже упомянутые предприятия с долей иностранного капитала (западные инвесторы изначально вкладывали средства только в быстрорастущий бизнес, где отлаживали процессы в соответствии с западными же требованиями), а также наиболее прогрессивные отечественные компании, преимущественно сырьевые и телекоммуникационные. Остальным потребуется чуть больше времени, чтобы стать публичной компанией.
Отечественные компании в последние годы осуществляли IPO на российских биржах – РТС и ММВБ (табл. 1.2.2).
Таблица 1.2.2
Компании, осуществившие IPO [48]
Компания | Доля уставного капитала, % | Привлеченные средства, млн. долл. США | Биржа |
Концерн «Калина» | 13,6 | 25 | ММВБ |
ИАПО «Иркут» | 26,0 | 127 | ММВБ / РТС |
Аптечная сеть «36,6» | 20,0 | 14 | ММВБ |
«РосБизнесКонсалтинг» | 16,0 | 13 | ММВБ / РТС |
«Вимм-Билль-Данн» | 17,6 | 200 | NYSE |
«Мобильные Телесистемы» | 15,4 | 305 | NYSE |
«Вымпелком» | 17,6 | 111 | NYSE |
Однако в ближайшие несколько лет эти фирмы планируют выйти и на западные фондовые рынки. По мнению некоторых аналитиков, во многом это объясняется тем, что на российских фондовых биржах используется мало финансовых инструментов, что негативно сказывается на активности торгов с акциями. При выборе биржи в первую очередь следует учитывать, какие страны являются основными потребителями продукции компании. Однако мало кто из потенциальных эмитентов рассматривает западные биржи в качестве площадки для своего первого размещения. Это объясняется более высокими издержками на IPO на Западе – как денежными, так и в области раскрытия информации. Например, корпорация «Иркут», ключевыми потребителями самолетов которой являются западные страны, решила начать размещение с российских площадок. Западный фондовый рынок значительно стабильнее российского, на нем ниже вероятность спекуляций и больше возможностей привлечь крупный объем финансирования.
В качестве потенциальных западных площадок для отечественных компаний сейчас можно рассматривать AIM и NASDAQ – подразделения LSE и NYSE соответственно. И та и другая биржи уже торгуют акциями российских предприятий с западным капиталом (Golden Telecom, Peter Hambro Mining, Trans-Siberian Gold) и заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве [6, С. 124].
Российские компании в зависимости от целей и предпосылок размещения могут выбирать различные механизмы IPO – выпуск ADR, размещение в России и на западных биржах. Основными критериями при выборе площадки и механизма для размещения являются:
- цена размещения / потенциал роста котировок;
- целевая группа инвесторов (российские / иностранные, стратегические / институциональные / спекулятивные / фонды и т.д.);
- размеры компании;
- активность торгов / ликвидность акций;
- требования по раскрытию информации в ходе и после размещения и уровень ответственности менеджмента за организацию данного процесса;
- сроки реализации проекта;
- затраты, связанные с тем или иным механизмом размещения;
- традиционные рынки, на которых котируются компании отрасли;
- имиджевые эффекты [23, С. 202].
Важно отметить, что листинг на той или иной бирже не означает привлечения только определенной группы инвесторов. Например, листинг на российских биржах при условии соблюдения международных стандартов раскрытия информации и финансовой отчетности предполагает участие как российских, так и международных инвесторов.
Основными партнерами компании при подготовке к IPO и непосредственно в процессе размещения на бирже являются банк-андеррайтер (лид-менеджер, обычно он выступает в роли координатора всего проекта, от которого зависит, удастся ли компании выйти на рынок на подъеме, структура будущих владельцев акций компании и, следовательно, стабильность будущих торгов), юридическая компания, аудиторская фирма и PR-агентство. К выбору этих партнеров нужно подходить особенно внимательно. Функции всех участников IPO представлены в табл. 1.2.3.
Таблица 1.2.3
Функции участников IPO [31, С. 46-47]
Участник | Функции | Эффект для акционеров и компании |
Акционеры компании | Принимают стратегические решения по проекту IPOпо итогам консультаций с андеррайтером, одобряют параметры размещения (цену, объем, площадки и т.д.), а также структуру сделки | Мониторинг проекта и контроль над ключевыми решениями |
Менеджмент компании | Готовит необходимые информационные материалы, принимает решения по проекту совместно с андеррайтером, осуществляет необходимые корпоративные действия | Текущий мониторинг и контроль проекта |
Лид-менеджер (андеррайтер) | Разрабатывает план проекта и схему IPO, координирует работу команды проекта, организует синдикат банков, осуществляет андеррайтинг, проводит роуд-шоу, взаимодействует с инвесторами, биржами, ФСФР и иными государственными органами | Полный контроль над проектом в интересах компании - все параметры, сроки и стоимость; принятие рисков (андеррайтинг) |
Коменеджер | Аллокация – приобретение акций для своих клиентов | Расширение круга потенциальных инвесторов |
|
|
|
Продолжение таблицы 1.2.3 | ||
Юридические консультанты | Осуществляют полное юридическое сопровождение проекта, участвуют в проведении duediligence, подготовке всех юридических документов по сделке, проспекта эмиссии, информационного меморандума, разработке схемыIPO, дают юридические заключения | Исключение юридических рисков в ходе и после реализации проекта |
Аудиторы | Заверяют финансовую отчетность компании по российским стандартам, готовят и заверяют отчетность по МСФО, проводят независимый анализ проспекта эмиссии, осуществляют консультации в рамках duediligence, предоставляют комфортное письмо (подтверждение аудитором точности финансовой информации, опубликованной в проспекте) | Доверие инвесторов к финансовой информации, предоставляемой компанией |
Финансовый консультант | Готовит проспект эмиссии | Гарантирует регистрацию проспекта ФСФР в срок |
PR-агентство | Осуществляет полное PR-сопровождение проекта, взаимодействует с зарубежными и российскими СМИ, активно работает сPRиIR-службами компании | Повышение авторитета компании, создание интереса вокруг размещения |
В качестве андеррайтера лучше привлекать компанию, которая обладает большой клиентской базой и известна на рынке, где будет происходить размещение. Если компания планирует размещение на западных биржах или привлечение иностранных инвестиций, то аудиторскую и юридическую фирмы рекомендуется выбирать из числа западных консультантов [31, С. 48].
Перейдем к вопросу об этапах первичного размещения акций.
Этап 1 - Внутренние мероприятия. Как говорилось выше, готовиться к IPO нужно заранее. Средний срок между принятием решения о возможном первичном размещении и началом биржевых торгов для российских компаний составляет около четырех лет. Это время необходимо для того, чтобы сделать прозрачной юридическую структуру компании, заработать репутацию благонадежного заемщика (провести программы вексельных и облигационных займов), повысить известность бренда компании – иными словами, стать узнаваемыми на рынке, где впоследствии будет производиться размещение. Проводимые мероприятия во многом схожи с теми, что требуются от компании при выходе на публичный рынок с облигациями.
Актуальным вопросом российского среднего бизнеса сегодня становится упорядочение юридической структуры. Средний бизнес, как правило, состоит из нескольких организаций, которые юридически между собой не связаны. Это делается с целью защиты активов или налоговой оптимизации. Для привлечения инвестиций, напротив, необходимо обосновать взаимозависимость таких организаций, составить консолидированную отчетность и убедить инвестора в их платежеспособности, прибыльности и устойчивости. Основным принципом юридической реорганизации является создание инвестиционного ядра – одной или нескольких компаний, по которым можно будет формировать отчетность и раскрывать информацию. Желательно, чтобы подобное раскрытие информации не было в ущерб конкурентным преимуществам группы в целом. Обычно в роли такого ядра выступает специально создаваемая сервисная компания (или как вариант – управляющая), в собственности которой находятся пакеты акций (или доли в уставном капитале) компаний – собственников активов и компании – бизнес-единицы (производственные или торговые). Путем консолидации отчетности этих компаний получается сводный баланс, структура которого является удовлетворительной с точки зрения показателей доходности, ликвидности, соотношения активов и пассивов. В качестве компании, привлекающей внешние инвестиции, будет выступать сервисная финансовая компания – «владелец сводного баланса».
Еще одно необходимое действие – обеспечение показателей управленческой отчетности и данных официального бухгалтерского учета. Предпочтительным является построение управленческого учета на основе данных бухгалтерского учета (например, консолидация данных по нескольким организациям с устранением внутреннего оборота) плюс использование нефинансовых показателей оперативного учета. В противном случае компании-эмитенту придется объяснять разницу финансовых результатов компании в бухгалтерской отчетности и в управленческом учете сотням потенциальных инвесторов. А они в свою очередь настроены воспринимать только «белую» отчетность, заверенную подписью известного аудитора [5, С. 72].
При подготовке к IPO работу компании следует организовать в рамках Кодекса корпоративного поведения, в частности выстроить прозрачные взаимоотношения с миноритарными акционерами, между советом директоров и топ-менеджментом. Для этого нужно создать подразделения, обеспечивающие необходимый для широкого круга инвесторов уровень раскрытия информации, – то есть подразделения стратегического и инвестиционного планирования и службу investor relations (IR). Необходимо помнить, что все указанные процессы должны закончиться ориентировочно за два года до IPO для того, чтобы осталось время на подготовку аудированной отчетности группы и создания положительного имиджа компании.
Этап 2 - Выход на биржу. Примерно за год до предполагаемой даты IPO компания должна определиться с андеррайтером. Обычно для этого проводится тендер. В отдельных случаях андеррайтером становится банк, с которым у компании уже есть совместные проекты, например размещение облигаций. Вместе с андеррайтером обсуждаются предварительные детали проекта IPO: окончательно выбирается биржевая площадка, определяются диапазон возможной цены размещения и размер пакета акций, выставляемого на торги, а также желаемая структура инвесторов. При необходимости примерно за три-четыре месяца до IPO регистрируется дополнительная эмиссия акций.
Непосредственная подготовка к выходу на биржу занимает четыре – шесть месяцев в зависимости от рынка: отечественный или международный, (рис. 1.2.1), после чего осуществляется IPO. Аналитики считают, что наиболее разумной стратегией является максимальная подготовка к IPO и выжидание благоприятной рыночной ситуации.
Рис. 1.2.1 Рекомендуемый план-график IPO [11, С. 308]
К основным факторам, влияющим на выбор времени IPO, относятся как готовность самой компании к реализации этого проекта (наличие потребности в финансировании, существование и давность отчетности по МСФО или ГААП, завершение реструктуризации и т.д.), так и состояние рынка. От рынка зависит готовность принять новую эмиссию акций: так, не стоит размещаться, если в течение той же недели планируется первичное размещение, например, еще десяти компаний. На каждой бирже существуют типично «закрытые», т.е. не очень благоприятные для размещения периоды рынка, например такие, как Рождество в Америке и Европе, а также отпускной период в августе. Но даже при учете этих внешних факторов рыночные условия могут быстро измениться, поэтому неопределенность успеха IPO будет сохраняться до самого конца его проведения [28, С. 67].
При осуществлении IPO предварительный маркетинг играет важную роль. Его целью является получение отклика инвесторов для определения точного размера и ценового диапазона размещения. Информация, полученная в ходе предварительного маркетинга, также помогает менеджменту компании лучше подготовиться к роуд-шоу. Основой премаркетинга служат аналитические отчеты, составленные аналитиками банков – членов синдиката размещения.
Этап 3 - работа с инвесторами после размещения. Все компании, разместившие свои акции на бирже, утверждают, что IPO с этого только начинается. Рутинная работа с инвесторами, организация публикаций регулярной отчетности, поддержка корпоративного сайта, раскрытие и правильная подача так называемых существенных фактов из жизни компании требуют постоянной работы IR-службы. Необходимо также вести борьбу с биржевыми спекуляциями и быть готовыми к тому, что сообщение в прессе или же общий спад рынка могут заставить колебаться котировки акций на десятки процентов. Наличие независимых представителей в совете директоров компании, соблюдение прав миноритарных акционеров, которым может похвастать далеко не каждая отечественная компания, – все это ведет к значительным изменениям характера ведения бизнеса. Поэтому в России есть целый класс собственников, которые не рассматривают IPO в качестве возможной перспективы. Но со временем таких компаний становится все меньше.
«Для того чтобы сделка была успешной, необходимо четко формулировать и доводить до участников рынка свои цели и стратегию, – говорит Кевин МакДоналд, менеджер отдела по сопровождению сделок с капиталом компании PricewaterhouseCoopers. – Нередко компании направляют все усилия на то, чтобы добиться краткосрочных результатов, которых, как им кажется, ожидает от них рынок. Правильное управление ожиданиями инвесторов позволит компаниям реализовать свои долгосрочные планы» [48].
- Н егосударственное образовательное учреждение
- Введение
- 1. Теоретические аспекты публичного размещения акций (ipo) как формы привлечения инвестиций в развитие производства
- 1.1. Экономическая природа и сущность первичного публичного размещения акций
- 1.2. Этапы осуществления и участники процесса ipo в условиях российской действительности
- 1.3. Методы проведения размещения акций в современной концепции управления финансовыми ресурсами
- 2. Анализ публичного размещения акций (на примере оао «аптечная сеть 36,6»)
- 2.1. Краткая экономико-организационная характеристика деятельности оао «Аптечная сеть 36,6»
- 2.2. Оценка организации ipo и его влияния на деятельность компании в кратко- и среднесрочной перспективе
- Параметры ipo оао «Аптечная сеть 36,6» в 2003 году
- 2.3. Оценка ключевых рисков и системы управления ими в компании на этапах размещения ценных бумаг на бирже
- 3. Определить степень воздействия риска на эффективность размещения
- 5. Установить контроль над реализацией мероприятий, нивелирующих выявленные риски
- 3. Направления совершенствования публичного размещения акций в российской федерации
- 3.1. Текущее состояние российского рынка ipo и тенденции его развития
- 268 556 Средний объем одного размещения, млн. Долл.
- 3.2. Мероприятия по развитию оао «Аптечная сеть 36,6» после проведения ipo
- Заключение
- Список литературы