logo
РЦБ теория

2. Облигации.

Облигация – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного % от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.

Привлекательность облигаций для инвестора:

  1. возврат средств вложенных в покупку облигаций;

  2. гарантированы и заранее известны текущий или итоговый доходы.

Привлекательность облигации для эмитента – получение капитала без угрозы вмешательства инвестора в управление компанией.

Виды облигаций:

В зависимости от эмитента:

  1. государственные (федеральные и региональные), образуют внутренний долг государства;

  2. муниципальные;

  3. корпоративные;

  4. иностранные.

В зависимости от срока обращения:

  1. краткосрочные (до 3 лет);

  2. среднесрочные (3 – 7 лет);

  3. долгосрочные (свыше 7 лет)4

  4. бессрочные (в России не существуют).

По целям займа:

    1. обычные – не целевые, большая часть облигаций;

    2. целевые.

По способу выплаты купонного дохода.

Купонный доход – это периодический доход инвестора, выплачиваемый согласно условиям облигационного займа в процентах от номинала облигации.

  1. облигации с фиксированной купонной ставкой (доход всегда одинаков);

  2. с плавающей купонной ставкой (обычно привязана к ставке рефинансирования ЦБ РФ или доходности государственных ценных бумаг);

  3. с равномерно возрастающей купонной ставкой (обычно для долгосрочных облигаций).

По способу начисления дохода:

  1. купонные облигации, которые предусматривают выплату текущих (промежуточных) процентов;

  2. с нулевым купоном (дисконтные, бескупонные). Промежуточные доходы по ним не начисляются. Выгода инвестора заключается в том, что он покупает облигацию по цене ниже номинальной, а продает – по номиналу. Разница между номинальной ценой и ценой покупки образует доход инвестора. Как правило, являются краткосрочными.

  3. облигации с мини купоном сочетают в себе особенности бескупонных и купонных облигаций, по ним выплачиваются небольшой промежуточный доход и они продаются по цене ниже номинала.

Облигации не нашли широкого применения в РФ, поскольку корпоративные ценные бумаги не привлекательны для инвесторов (высокий риск не компенсируется предлагаемым доходом). Для эмитента облигации также являются дорогим способом привлечения капитала.