Правовой статус агентов валютного контроля.
ФЗ «ОВРиВК» выстраивает систему агентов валютного контроля несколько более определенно, чем систему органов валютного контроля. Согласно ч. 3 ст. 22 ФЗ «ОВРиВК» агентами валютного контроля в РФ являются:
1. Уполномоченные банки, которыми согласно п. 8 ч. 1 ст. 1 ФЗ «ОВРиВК» являются, во-первых, кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, и, во-вторых, действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями ЦБ РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
2. Не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Таким органом согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам»1[20] является Федеральная служба по финансовым рынкам (далее – ФСФР).
Под профессиональными участниками рынка ценных бумаг согласно ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39–ФЗ «О рынке ценных бумаг»2[21] понимаются юридические лица, осуществляющие один (или несколько) из следующих видов деятельности: брокерскую, дилерскую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, по определению взаимных обязательств (клиринг), депозитарную деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг или по организации торговли на рынке ценных бумаг.
3. Таможенные органы, которыми согласно ч. 1 ст. 402 Таможенного кодекса Российской Федерации3[22] (далее – ТК РФ) являются: 1) ФТС; 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты. Однако со статусом таможенных органов как агентов валютного контроля связаны определенные сложности, возникшие в период между принятием и вступлением в силу ФЗ «ОВРиВК»
С 17 декабря 2003 года, то есть с момента официального опубликования ФЗ «ОВРиВК» в Российской газете, вступила в силу ч. 2 ст. 22 этого закона, устанавливающая несколько иной перечень органов валютного контроля по сравнению с тем, который существовал до этого. К этому моменту согласно абз. 1 и 2 ст. 198 действовавшего еще тогда старого ТК РФ от 18 июня 1993 года № 5221–14[23] Государственный таможенный комитет Российской Федерации (далее – ГТК РФ) являлся органом валютного контроля, а остальные таможенные органы – агентами валютного контроля. По мнению автора, уже с 17 декабря 2003 года ГТК РФ утратил статус органа валютного контроля в связи с вступлением в силу ч. 2 ст. 22 ФЗ «ОВРиВК», а остальные таможенные органы сохраняли статус агентов валютного контроля еще около двух недель до 1 января 2004 года.
1 января 2004 года вступивший в силу новый ТК РФ отменил положения ст. 198 старого ТК РФ. Таможенные органы, с одной стороны, утратили статус агентов валютного контроля, но, с другой стороны, были наделены функцией по осуществлению в пределах своей компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с п. 7 ст. 403 нового ТК РФ. Затем 18 июня 2004 года они снова были наделены статусом агентов валютного контроля – теперь уже вместе с еще существовавшим тогда ГТК РФ – когда ФЗ «ОВРиВК» в бóльшей своей части вступил в силу.
4. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, откуда вытекает что данные органы обладают правовым статусом и органов, и агентов валютного контроля одновременно, поскольку, как уже было сказано выше, ФСФБН и ФНС осуществляют свою деятельность как органов валютного контроля непосредственно и через свои территориальные органы. Поскольку законодатель в ч. 2 ст. 23 ФЗ «ОВРиВК» закрепляет полномочия, предоставляемые исключительно органам валютного контроля, а в ч. 4 и 5 – права, которыми обладают только агенты, то из высказанного тезиса следует, что территориальные органы органов валютного контроля (имеются в виду только территориальные органы ФСФБН и ФНС, а территориальные учреждения ЦБ РФ в данном случае в расчет не принимаются, поскольку ЦБ РФ федеральным органом исполнительной власти не является) обладают в соответствии с данным законом обеими группами полномочий. В поддержку данного тезиса говорит и то, что обязанности органов и агентов валютного контроля законодатель также разделяет – в ч. 6 и 7 ст. 23 ФЗ «ОВРиВК», правда не столь последовательно, как их права.
- Перечень вопросов для подготовки к зачету
- Понятие валютного права и его место в системе российского права.
- Источники валютного права.
- Валютные правоотношения и их виды.
- Объекты валютных правоотношений.
- Субъекты валютных правоотношений.
- Валютное регулирование: понятие, цели и принципы.
- Понятие и содержание валютной политики.
- Платежный баланс и его структура.
- Валютные ограничения и их виды.
- Правовой статус органов валютного регулирования.
- Валютные операции и их виды.
- Валютные операции между резидентами и нерезидентами.
- Валютные операции между резидентами.
- Валютные операции между нерезидентами.
- Правовое регулирование ввоза в рф и вывоза из рф валютных ценностей, валюты рф и внутренних ценных бумаг.
- Валютный контроль: понятие, цели, принципы.
- Органы валютного контроля, их компетенция.
- Правовой статус агентов валютного контроля.
- Правовой режим проведения контроля экспортно-импортных операций. Понятие репатриации резидентами иностранной валюты и валюты рф.
- Контроль за своевременностью и полнотой поступления в рф валютной выручки от экспорта товаров.
- Назначение и режим работы транзитного валютного счета.
- Понятие и функции паспорта сделки.
- Понятие легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
- Правовой статус и функции Росфинмониторинга.
- Признаки доходов, полученных преступным путем.
- Деятельность кредитных организаций по идентификации клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
- Международное сотрудничество в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
- Цели создания и направления деятельности системы внутреннего контроля в кредитных организациях.
- Правовое регулирование международных расчетов.
- Организация корреспондентских отношений между российскими и иностранными банками. Виды корреспондентских счетов.
- Банковский перевод, как форма международных расчетов. Понятие банковского перевода
- Правовые особенности совершения сделок с применением банковских переводов
- Аккредитивная форма расчетов.
- Инкассо как форма международных расчетов.
- Понятие и виды валютных рынков.
- Валютный рынок Российской Федерации, его участники.
- Валютные курсы.
- Виды сделок на валютном рынке.
- Порядок открытия и функционирования обменных пунктов.
- Правовые основы купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
- Гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства.