5.6. Совершенствование форм и методов страхового надзора
Основной задачей Федеральной службы страхового надзора (далее – ФССН) в период с 2004 по 2007 годы явилась реализация вступивших в силу в январе 2004 года положений Закона о страховании и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов при осуществлении контроля и надзора в сфере страховой деятельности.
Усиление контроля за источниками формирования уставного капитала страховых организаций способствовало пресечению появления на рынке страховых организаций, созданных в целях дальнейшей перепродажи, так в 2005 году было отказано в выдаче лицензии 154 соискателям, уставный капитал которых был сформирован за счет заемных средств.
По состоянию на 1 января 2008 года страхованием жизни занимаются 212 компаний (24,74% от общего числа страховых организаций).
Применение уведомительного порядка использования страховщиком новых правил страхования привело к появлению почти 1000 новых страховых продуктов.
Сроки рассмотрения документов, поступающих на лицензирование сократились с одиннадцати месяцев в 2004 году до двух месяцев в 2007 году. За этот период выдано лицензий:
-
новым страховым организациям – 160;
-
действующим страховым организациям на дополнительные виды страхования – 1022.
В 2007 году начато лицензирование страховой брокерской деятельности, деятельности перестраховочных организаций и обществ взаимного страхования.
За период с 2004 года по 2007 год было проведено 1150 выездных проверок деятельности страховых организаций, по результатам которых применялись различные меры за нарушение страхового законодательства. Только в 2007 году было выдано более 2000 предписаний за нарушение страховыми организациями требований страхового законодательства, в том числе 8% - по итогам выездных проверок, 26% - за нарушение законодательства по ОСАГО, 18% - за нарушение нормативов финансовой устойчивости.
Усиление страхового надзора за деятельностью субъектов страхового дела были направлены на устранение возможности использования разного рода схем, позволяющих демонстрировать формальное соответствие требованиям законодательства и прикрывать реальное наполнение уставного капитала, что привело к качественному и количественному изменению страхового рынка. Сокращение сроков проверки отчетности, представляемой в порядке надзора, позволяет в оперативном режиме реагировать на нарушения страхового законодательства.
Совершенствование форм и методов страхового надзора имеет особую значимость, поскольку вопросы взаимодействия субъектов страхового дела с органом страхового надзора, основания и порядок применения мер воздействия, отмены санкций в отношении субъектов страхового дела нуждаются в совершенствовании и законодательном закреплении.
Приоритетными направлениями в развитии и совершенствовании форм и методов страхового надзора в сфере страхования призваны стать следующие:
-
построение системы страхового надзора, ориентированного на повышение эффективности финансового контроля за деятельностью субъектов страхового дела, их устойчивостью и надежностью, контролю за соблюдением страхового законодательства (в первоочередном порядке договорами страхования, заключаемыми с гражданами, социально значимыми видами страхования и видами страхования, осуществляемыми в обязательной форме);
-
совершенствование методов надзора, позволяющих непрерывно отслеживать состояние и оперативно реагировать на изменения в финансовом положении субъектов страхового дела, оценивать результаты и влияние различных факторов и процессов на их финансовую деятельность (мониторинг финансового состояния и деятельности субъектов страхового дела);
-
разработка методов надзора, позволяющих осуществлять контроль за деятельностью субъектов страхового дела после отзыва у них лицензий, в том числе до момента ликвидации юридического лица, а также оценивать платежеспособность страховщиков на основе постепенного перехода на принципы Solvency II;
-
установление регламента взаимодействия органа страхового надзора и субъектов страхового рынка, включая порядок проведения взаимных консультаций при принятии надзорных решений с целью исключения «излишнего администрирования».
Совершенствование форм и методов страхового надзора требуют законодательного решения, в частности, внесения в Закон о страховании следующих изменений:
-
совершенствование процедуры лицензирования (установление таких требований к бланку лицензии, правилам страхования, расчету страховых тарифов и коэффициентов к ним, которые бы исключали избыточные согласования при внесении изменений в указанные документы, и другие меры);
-
определение порядка проведения проверок деятельности субъектов страхового дела, снятия предписаний и наложения санкций, установление четких административных процедур принятия органом страхового надзора решений;
-
установление механизма взаимодействия органа страхового надзора с субъектами страхового дела, их объединениями (включая СРО), органом страхового регулирования.
В условиях современных интеграционных процессов потребуется консолидация усилий органов по регулированию и надзору за страховой деятельностью, по усилению их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти иностранных государств и международными организациями.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Структура Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу
- Стратегия развития страховой деятельности в российской федерации на среднесрочную перспективу
- I. Анализ современного состояния развития страхования в Российской Федерации
- II. Цели и задачи Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу
- III. Укрепление стабильности, надежности и прозрачности деятельности субъектов страхового дела
- 3.1. Создание многоуровневой системы взаимодействия государства и страховщиков. Повышение значимости механизмов сострахования и перестрахования
- 3.2. Предупреждение банкротства и совершенствование механизма прекращения деятельности страховщика
- 3.3. Совершенствование бухгалтерской и статистической отчетности. Прозрачность деятельности субъектов страхового дела
- 3.4. Повышение финансовой грамотности и информированности
- IV. Защита прав потребителей страховых услуг
- 4.1. Совершенствование системы урегулирования споров
- 4.2. Создание механизмов гарантирования прав страхователей на получение страховых выплат
- V. Развитие правовых основ деятельности участников страхового рынка
- 5.1. Совершенствование правовых основ деятельности страховых актуариев
- 5.2. Совершенствование правовых основ деятельности страховых посредников
- 5.3. Совершенствование правовых основ деятельности страховщиков
- 5.4. Совершенствование правовых основ деятельности обществ взаимного страхования
- 5.5. Формирование институтов саморегулирования
- 5.6. Совершенствование форм и методов страхового надзора
- 5.7. Направления регулирования страховой деятельности с учетом современных интеграционных процессов и основных принципов и стандартов Международной ассоциации страховых надзоров
- VI. Развитие конкурентной среды.
- VII. Подходы к осуществлению видов страхования в обязательной и добровольной форме, перспективы их развития.
- VIII. Добровольное страхование сельскохозяйственных товаропроизводителей с государственной поддержкой
- IX. Ожидаемые результаты от реализации Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу
- План мероприятий по реализации Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу