logo
strategia_strahovania_do_2013

5.6. Совершенствование форм и методов страхового надзора

Основной задачей Федеральной службы страхового надзора (далее – ФССН) в период с 2004 по 2007 годы явилась реализация вступивших в силу в январе 2004 года положений Закона о страховании и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов при осуществлении контроля и надзора в сфере страховой деятельности.

Усиление контроля за источниками формирования уставного капитала страховых организаций способствовало пресечению появления на рынке страховых организаций, созданных в целях дальнейшей перепродажи, так в 2005 году было отказано в выдаче лицензии 154 соискателям, уставный капитал которых был сформирован за счет заемных средств.

По состоянию на 1 января 2008 года страхованием жизни занимаются 212 компаний (24,74% от общего числа страховых организаций).

Применение уведомительного порядка использования страховщиком новых правил страхования привело к появлению почти 1000 новых страховых продуктов.

Сроки рассмотрения документов, поступающих на лицензирование сократились с одиннадцати месяцев в 2004 году до двух месяцев в 2007 году. За этот период выдано лицензий:

В 2007 году начато лицензирование страховой брокерской деятельности, деятельности перестраховочных организаций и обществ взаимного страхования.

За период с 2004 года по 2007 год было проведено 1150 выездных проверок деятельности страховых организаций, по результатам которых применялись различные меры за нарушение страхового законодательства. Только в 2007 году было выдано более 2000 предписаний за нарушение страховыми организациями требований страхового законодательства, в том числе 8% - по итогам выездных проверок, 26% - за нарушение законодательства по ОСАГО, 18% - за нарушение нормативов финансовой устойчивости.

Усиление страхового надзора за деятельностью субъектов страхового дела были направлены на устранение возможности использования разного рода схем, позволяющих демонстрировать формальное соответствие требованиям законодательства и прикрывать реальное наполнение уставного капитала, что привело к качественному и количественному изменению страхового рынка. Сокращение сроков проверки отчетности, представляемой в порядке надзора, позволяет в оперативном режиме реагировать на нарушения страхового законодательства.

Совершенствование форм и методов страхового надзора имеет особую значимость, поскольку вопросы взаимодействия субъектов страхового дела с органом страхового надзора, основания и порядок применения мер воздействия, отмены санкций в отношении субъектов страхового дела нуждаются в совершенствовании и законодательном закреплении.

Приоритетными направлениями в развитии и совершенствовании форм и методов страхового надзора в сфере страхования призваны стать следующие:

Совершенствование форм и методов страхового надзора требуют законодательного решения, в частности, внесения в Закон о страховании следующих изменений:

В условиях современных интеграционных процессов потребуется консолидация усилий органов по регулированию и надзору за страховой деятельностью, по усилению их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти иностранных государств и международными организациями.