logo
strategia_strahovania_do_2013

4.1. Совершенствование системы урегулирования споров

Население России продолжает с недоверием относиться к страхованию, это вызвано, в том числе, недостатком количества и качества информации о нем. Следует отметить и практическое отсутствие или незаметность деятельности организаций, занимающихся оказанием услуг по защите прав и законных интересов страхователей и застрахованных лиц, а также предоставлением им информационной, юридической и иной помощи при наступлении страхового события и урегулировании ущерба.

В настоящее время права и законные интересы страхователей, выгодоприобретателей защищены Конституцией Российской Федерации, нормами гражданского законодательства Российской Федерации, которые в случае возникновения споров, рассматриваются в судебном порядке.

В то же время длительность судебной процедуры далеко не всегда позволяет страхователям напрямую обратиться к судебным механизмам защиты своих прав.

Опыт большинства зарубежных стран показывает, что помимо судебных механизмов должны существовать альтернативные методы защиты прав страхователей и застрахованных граждан, которые, как правило, более доступны для страхователей, а также в значительной степени позволяют разгрузить суды.

Важная роль отводится уполномоченным по правам страхователей (омбудсменам). Соответствующий опыт работы подобных учреждений имеется в развитых странах мира, например, Великобритании, Германии и США, начинает складываться в некоторых странах СНГ и Прибалтики.

Наиболее эффективно организовать защиту прав страхователей могут объединения лиц, уполномоченных на защиту прав страхователей, и государственные органы, к которым население относится с большим доверием.

В качестве альтернативы усилению государственного вмешательства в деятельность страховых компаний и в целях соблюдения прав страхователей целесообразно рассмотреть возможность создания органа (комиссии) по внесудебному рассмотрению споров между страхователями, выгодоприобретателями и страховщиками и выработке мирового соглашения между участниками спора. При этом можно использовать принципы саморегулирования субъектов страхового дела и проработать следующие вопросы:

Система внесудебного рассмотрения споров позволит: