4.1. Совершенствование системы урегулирования споров
Население России продолжает с недоверием относиться к страхованию, это вызвано, в том числе, недостатком количества и качества информации о нем. Следует отметить и практическое отсутствие или незаметность деятельности организаций, занимающихся оказанием услуг по защите прав и законных интересов страхователей и застрахованных лиц, а также предоставлением им информационной, юридической и иной помощи при наступлении страхового события и урегулировании ущерба.
В настоящее время права и законные интересы страхователей, выгодоприобретателей защищены Конституцией Российской Федерации, нормами гражданского законодательства Российской Федерации, которые в случае возникновения споров, рассматриваются в судебном порядке.
В то же время длительность судебной процедуры далеко не всегда позволяет страхователям напрямую обратиться к судебным механизмам защиты своих прав.
Опыт большинства зарубежных стран показывает, что помимо судебных механизмов должны существовать альтернативные методы защиты прав страхователей и застрахованных граждан, которые, как правило, более доступны для страхователей, а также в значительной степени позволяют разгрузить суды.
Важная роль отводится уполномоченным по правам страхователей (омбудсменам). Соответствующий опыт работы подобных учреждений имеется в развитых странах мира, например, Великобритании, Германии и США, начинает складываться в некоторых странах СНГ и Прибалтики.
Наиболее эффективно организовать защиту прав страхователей могут объединения лиц, уполномоченных на защиту прав страхователей, и государственные органы, к которым население относится с большим доверием.
В качестве альтернативы усилению государственного вмешательства в деятельность страховых компаний и в целях соблюдения прав страхователей целесообразно рассмотреть возможность создания органа (комиссии) по внесудебному рассмотрению споров между страхователями, выгодоприобретателями и страховщиками и выработке мирового соглашения между участниками спора. При этом можно использовать принципы саморегулирования субъектов страхового дела и проработать следующие вопросы:
-
организационно-правовой статус органа (комиссии);
-
структура органов управления органа (комиссии);
-
обеспечение независимости выводов, сделанных в ходе внесудебного рассмотрения спора;
-
функции, права и обязанности членов органа (комиссии);
-
признание принятых органом (комиссией) решений субъектами страхового дела и механизма примирения спорящих сторон.
Система внесудебного рассмотрения споров позволит:
-
уменьшить число случаев недобросовестного поведения субъектов страхового дела как на стадии заключения договоров страхования, так и при осуществлении страховых выплат;
-
повысить ответственность страховых организаций за принятие решений по осуществлению страховых выплат и качество обслуживания потребителей страховых услуг;
-
привлечь к решению спорных вопросов специалистов, занимающихся судебной практикой по страховым спорам;
-
уменьшить число обращений граждан в федеральные органы исполнительной власти с жалобами на деятельность субъектов страхового дела;
-
выработать единые подходы к определению размеров убытков, ущерба при наступлении страхового случая;
-
улучшить обратную связь между потребителем страховых услуг и субъектами страхового дела, создать условия для более детального рассмотрения проблем;
-
повысить степень информированности потребителя страховых услуг о деятельности субъектов страхового дела;
-
оперативно урегулировать спорные ситуации и примирять стороны спора.
- Структура Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу
- Стратегия развития страховой деятельности в российской федерации на среднесрочную перспективу
- I. Анализ современного состояния развития страхования в Российской Федерации
- II. Цели и задачи Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу
- III. Укрепление стабильности, надежности и прозрачности деятельности субъектов страхового дела
- 3.1. Создание многоуровневой системы взаимодействия государства и страховщиков. Повышение значимости механизмов сострахования и перестрахования
- 3.2. Предупреждение банкротства и совершенствование механизма прекращения деятельности страховщика
- 3.3. Совершенствование бухгалтерской и статистической отчетности. Прозрачность деятельности субъектов страхового дела
- 3.4. Повышение финансовой грамотности и информированности
- IV. Защита прав потребителей страховых услуг
- 4.1. Совершенствование системы урегулирования споров
- 4.2. Создание механизмов гарантирования прав страхователей на получение страховых выплат
- V. Развитие правовых основ деятельности участников страхового рынка
- 5.1. Совершенствование правовых основ деятельности страховых актуариев
- 5.2. Совершенствование правовых основ деятельности страховых посредников
- 5.3. Совершенствование правовых основ деятельности страховщиков
- 5.4. Совершенствование правовых основ деятельности обществ взаимного страхования
- 5.5. Формирование институтов саморегулирования
- 5.6. Совершенствование форм и методов страхового надзора
- 5.7. Направления регулирования страховой деятельности с учетом современных интеграционных процессов и основных принципов и стандартов Международной ассоциации страховых надзоров
- VI. Развитие конкурентной среды.
- VII. Подходы к осуществлению видов страхования в обязательной и добровольной форме, перспективы их развития.
- VIII. Добровольное страхование сельскохозяйственных товаропроизводителей с государственной поддержкой
- IX. Ожидаемые результаты от реализации Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу
- План мероприятий по реализации Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу