logo
страхование лекция 2 / шпоры Страхование-1

19. Сущность и структура страхового рынка.

Страховой рынок представляет собой особую социально-экономическую среду, определенную форму экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, а также формируются спрос и предложение на нее. Основа раз­вития страхового рынка заключается в необходимости обеспечения бесперебойности воспроизведенного процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств.

Также страховой рынок может быть определен как форма организации денежных отношений по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества и как совокупность страховых организаций - страховщиков, принимающих участие в оказании соответствующих услуг.

В широком смысле страховой рынок - это вся сово­купность экономических отношений по поводу купли-продажи страхового продукта.

Система представляет собой группу регулярно взаимодействующих и взаимозависящих отдельных составных частей, которые образуют единое целое. Группой составных частей, взаимодействующих в рыночной системе страховых услуг, являются система тарифов, страховые услуги, инфраструктура страховщиков по взаимодействию с клиентурой и т.п.

Данная система взаимодействует с окружающей ее средой при помощи внешних связей, характеризующих как влияние окружения на систему, так и воздействие системы на среду.

Страховой рынок представляет собой единство двух систем - внутренней системы и внешнего окружения. Внутренней системой полностью руководит страховщик. Она состоит из элементов, которыми страховщик руководит, и элементов, которыми страховщик не может управлять.

Внутреннюю систему представляют управляемые переменные, которые составляют ядро рыночной системы страховой компании. Назовем основные из этих управляемых страховой компанией переменных: страховые продукты, система организации продаж страховых полисов и формирования спроса, гибкая система тарифов, собственная инфраструктура страховщика.

Внешнее окружение рынка представляет собой систему взаимодействующих сил, которые окружают внутреннюю систему рынка и оказывают на нее воздействие. Страховщик планирует и проводит свою рыночную коммерческую работу в условиях внешнего окружения; последнее в свою очередь состоит из элементов, которыми страховщик может управлять, и элементов, которыми страховщик не управляет.

К основным элементам внешнего окружения, на которые страховщик может оказывать частично управляющее воздействие, относятся: конкуренция, рыночный спрос, инфраструктура страховщика, ноу-хау страховщика.

Существуют и неуправляемые со стороны страховой компании, составляющие внешней среды, которые окружают рыночную систему и действуют на нее ограничивающе. К ним относятся: государственно-политическое окружение, социально-этическое окружение, конъюнктура мирового страховою рынка.