2.3. Классификация контрагентов как субъектов мко
Контрагентами в Международной торговле называются стороны, находящиеся в договорных отношениях по купле, продаже товаров или оказанию услуг. В зависимости от целей и характера деятельности всех контрагентов на международном рынке можно разделить на 4 категории:
1. Фирмы. 2. Союзы предпринимателей. 3. Государственные органы и организации. 4. Международные экономические организации системы ООН.
1. Фирмы – они осуществляют наибольшее количество международных коммерческих операций. Термин «Fa» применяется в мировой практике для условного обозначения контрагента преследующего коммерческие цели. Fa – это предприятие, осуществляющее деятельность в различных областях с целью извлечения прибыли. Выступающие на мировом рынке фирмы как контрагенты подразделяются по видам предпринимательской деятельности, правовому положению, характеру собственности, принадлежности капитала и контроля над ним.
2. Союзы предпринимателей – это объединения отдельных групп бизнесменов. В отличие от предприятий, такие союзы не преследуют цели получения прибыли. Они представляют интересы предпринимателей в развитых кругах и оказывают им помощь в расширении экспорта. Официальная цель союзов – разработка и согласование определенных общеотраслевых сфер деятельности: вопросы стандартизации, организация консультаций, подготовка кадров, отраслевая статистика и т.д. Союзы предпринимателей создаются в форме ассоциаций, федераций, советов. При этом различают следующие союзы: отраслевые, по роду деятельности и региональные. Отраслевые объединяют предпринимателей, производящих один и тот же вид продукции. По роду деятельности – предприниматели объединяются в промышленные, торговые, сельскохозяйственные и прочие ассоциации. Региональные – объединяют предпринимателей по месту жительства. Формально такие союзы не преследуют цели воздействия на рынок, цены и т.д. В реальности они часто выполняют функцию картелей: разделяют сферы влияния предприятий, устанавливают квоты на объем производства, в том числе на экспорт. Такими методами союзы предпринимателей добиваются ослабления конкуренции. Они занимаются также разработкой типовых международных контрактов. Большая часть союзов предпринимателей не выступает на международных рынках в качестве контрагентов. Но есть исключения. В Финляндии монопольное право на экспорт лесо-бумажной продукции принадлежит 4-м финским союзам предпринимателей. В Швеции и Норвегии экспорт целлюлозно-бумажной продукции также осуществляется через союзы предпринимателей, которые, однако, не имеют монопольного права на это. (Аналогичные ситуации есть и в других странах).
3. Государственные органы и организации, имеющие право выхода на внешний рынок. В отличие от государственных фирм, государственные органы и организации не преследуют коммерческие цели при выходе на внешний рынок. При этом в каждой стране в таких операциях могут принимать участие органы и организации, которым выдано на это специальное разрешение от государства. В США таким правом пользуется управление государственным имуществом. Оно производит закупки и распродажу стратегических материалов и драгоценных металлов из запасов правительства на внешнем рынке. В Индии – министерство обороны. Наибольшее число государственных органов и организаций, имеющих право выхода на внешний рынок, имеют развивающиеся страны.
4. Международные органы системы ООН. Это достаточно крупные покупатели товаров и услуг на международном рынке. ПРООН (программа развития ООН) – является главным органом системы, регулирующей объем и направление средств на техническую помощь государствам. ПРООН – важный контрагент международных коммерческих операций. Непосредственными исполнителями многих международных проектов являются организации системы ООН: ЮНКТАД (организация ООН по торговле и развитию), ЮНЭП (организация по охране окружающей среды), ЮНЕСКО, МОД (международная организация труда), ФАО (международная организация ООН по продовольствию и с/х продукции) – эти организации выполняют договоры на основе субподряда.
- Тема 1. Международные экономические организации
- 1.1. Организация объединенных наций (оон)
- Группа всемирного банка
- Международный валютный фонд (мвф).
- Конференция оон по Торговле и Развитию (юнктад)
- Организация оон по промышленному развитию (юнидо).
- Специальные программы в структуре оон
- Специализированные учреждения при оон.
- Тема 2. Международные коммерческие операции
- 2.1. Содержание понятий международное коммерческое дело и международные коммерческие операции. Виды международных коммерческих операций.
- 2.2. Международная торговая сделка (мтс)
- 2.3. Классификация контрагентов как субъектов мко
- Тема 3. Экспортно-импортные операции.
- 3.1. Содержание и методы осуществления экспортно-импортных операций.
- Методы осуществления мко
- 3.3. Таможенно-тарифное регулирование экспортно-импортных операций.
- 3.4. Лицензирование эио
- Тема 4. Содержание контрактов международной купли-продажи
- 4.1. Понятие контрактов международной купли-продажи
- 4.2. Предмет контракта и количество товара
- 4. 3. Установление качества в договорах купли-продажи
- 4.4. Сроки и дата поставки в международных договорах купли-продажи
- 4.5. Базисные условия поставки
- Характеристика четырех групп правил
- Тема 5: Цена как условие поставки в международном контракте купли- продажи.
- 5.1. Определение уровня цены в контракте При определении уровня цены контрагенты ориентируются на 2 вида цен: публикуемые и расчетные.
- 5.2 Скидки с цены в международном контракте
- 5.3. Порядок осуществления платежей при заключении контракта
- 5.4. Рекламации
- 5.5. Оговорка об обстоятельствах непреодолимой силы