logo
Лекции модуль кредит, банки , валюта

13. Пассивные операции коммерческих банков

Пассивными называются операции, посредством которых образуются банковские ресурсы. Выделяют следующие формы пассивных операций коммерческих банков:

Выпуская акции, а также образуя и увеличивая в дальнейшем свои фонды, кредитные организации формируют собственные ресурсы. Помимо собственных средств в ресурсной базе коммерческих банков выделяют также привлеченные или заемные ресурсы, которые формируются, главным образом, из прибыли предприятий, предназначенной для капитализации, а также доходов и сбережений населения.

Под собственными средствами понимают ресурсы, которые непосредственно принадлежат коммерческому банку. На их долю приходится 15–20 % всех средств банка, что подчеркивает специфику деятельности последнего: он выполняет в экономике роль финансового посредника. Для сравнения: собственные ресурсы коммерческих организаций составляют около 60 %. Помимо этого незначительный объем собственных средств в ресурсной базе банков определяется также тем, что привлечение заемных средств, как правило, менее дорогостоящий процесс, чем увеличение собственного капитала. Несмотря на их незначительную долю, собственные ресурсы играют достаточно важную роль в деятельности кредитных организаций, поскольку:

Выделяют следующие составляющие собственных средств банка.

Во-первых, это уставный капитал кредитной организации, который складывается из взносов юридических и физических лиц – участников (акционеров или пайщиков) банка. Выступая на стадии ее создания единственным источником собственного капитала, в дальнейшем он продолжает оставаться основой собственных средств банка. Большинство коммерческих банков в современных условиях создаются на основе акционерной формы собственности, следовательно, уставный капитал образуется путем выпуска банковских акций, а также добровольных денежных и материальных взносов акционеров банка. Дальнейшее увеличение уставного капитала осуществляется по решению собрания акционеров за счет дополнительного выпуска акций банка, либо за счет его прибыли.

По мере накопления прибыли кредитные организации формируют различные фонды: резервный фонд, фонд материального стимулирования, фонд социального развития и другие фонды. Данные фонды выступают следующим источником собственного капитала банков.

Резервный фонд создается с целью поглощения возможных убытков, возникающих в деятельности банка, и обеспечивает стабильность его функционирования. Размер резервного фонда определяется уставом банка и составляет не менее 15 % от уставного капитала. Помимо резервного фонда для стабильного функционирования банками создаются также различные резервные накопления. Это резерв на возможные потери по ссудам и резерв под обесценение вложений в ценные бумаги, порядок создания и использования которых контролируется Центральным банком.

Фонд материального стимулирования, фонд социального развития и другие фонды специального назначения создаются с целью обеспечения производственного и социального развития самого банка.

В банковской практике увеличение собственных средств может осуществляться также путем размещения субординированного займа.

Субординированный заем – это специальный бессрочный заем, по которому ресурсы, привлеченные с рынка ссудных капиталов, приравниваются к собственным средствам заемщика. Заем осуществляется путем эмиссии специальных ценных бумаг, занимающих промежуточное положение между акциями и облигациями. Они являются бессрочным долговым обязательством и одновременно свидетельством участия в капитале банка. Погашаются данные ценные бумаги только в случае ликвидации кредитной организации, а требования по ним удовлетворяются в последнюю очередь, после погашения обычных кредитов. Держатели этих ценных бумаг не имеют права голоса и участия в распределении резервов.

Как известно, банки для реализации своих функций изначально нуждаются в дополнительных финансовых ресурсах. Специфика деятельности кредитных организаций предполагает преимущественное использование «чужих» ресурсов, доля которых может достигать до 80 % от всех средств банка. Привлечение ресурсов осуществляется банками, прежде всего, путем проведения депозитных операций.

Депозитные операции – это операции банков по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады на определенный срок или до востребования. Объектом депозитных операций выступают депозиты – вклады или суммы денежных средств, вносимые вкладчиками в коммерческие банки. По экономическому содержанию депозиты подразделяют на:

Депозиты могут быть как физических , так и юридических лиц.

Депозиты до востребования – это внесенные на банковские счета денежные средства клиентов. Отличительным признаком данной группы депозитов является то, что владельцы этих средств могут получить их по первому требованию, выписав соответствующий денежный документ и направив его в банк. В связи с этим данная группа депозитов характеризуется отсутствием или крайне низкой процентной ставкой. К депозитам до востребования относятся, в частности:

Срочные депозиты – денежные средства юридических лиц, внесенные на определенный срок. В соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в коммерческих банках срочные депозиты классифицируются следующим образом: до 30 дней; от 31 до 90 дней; от 91 до 180 дней; от 181 дня до 1 года; от 1 года до 3 лет; свыше 3 лет. Помимо определенного срока срочные депозиты характеризуются также фиксированной ставкой процента и наличием ограничений при досрочном изъятии. Для банков срочные депозиты более привлекательны по сравнению с депозитами до востребования, поскольку позволяют им планировать свою деятельность и поддерживать ликвидность с меньшим денежным резервом. Однако привлечение срочных депозитов обходится банкам дороже, чем депозитов до востребования.

С целью эффективного осуществления депозитных операций коммерческие банки разрабатывают депозитную политику, под которой понимается целенаправленная деятельность кредитных организаций по привлечению денежных средств. Основными составляющими депозитной политики банка помимо самих депозитов выступают размер процентной ставки по вкладам и качество обслуживания клиентов банка.

Качество обслуживания клиентов предполагает активизацию такого направления в деятельности банка как работа с общественностью или паблик рилейшнз (public relations). Данное направление включает в себя совокупность приемов банка по формированию благоприятного климата для своей деятельности в условиях взаимодействия с внешней средой. Сюда входят: установление доброжелательных отношений с сотрудниками и клиентами банка, индивидуальное обслуживание клиента, работа со средствами массовой информации, внедрение новых банковских услуг, благотворительная деятельность и т. д.

Помимо депозитных операций коммерческие банки, выступая в роли заемщика, осуществляют также и внедепозитные операции, основу которых составляют кредиты и займы, привлекаемые от других юридических лиц. В банковской практике эти операции получили название управляемых пассивов, то есть пассивов, привлекаемых банком самостоятельно, с целью поддержания своей ликвидности.

Интерес коммерческих банков к управляемым пассивам формируется под влиянием таких факторов, как относительно медленный прирост депозитов (особенно вкладов до востребования), несоответствие структуры привлеченных и размещенных средств (средства размещены на более длительный срок, нежели привлечены), повышение спроса на кредитные ресурсы. В этих условиях коммерческие банки вынуждены привлекать денежные фонды для удовлетворения потребности в ликвидных средствах.

Источниками данных пассивов являются: