logo
Книга по анализу банка

Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего анализа

Сравниваемые признаки

Особенности

Внутреннего анализа

Внешнего анализа

Предмет анализа

финансово-экономические процессы их факторы и результаты

Результаты финансово-экономические процессов

Объект анализа

финансовые результаты. рентабельность и финансовое состояние банка, экономическая эффективность и эффективность управления

Показатели финансовых результатов, рентабельности и финансового состояния банка

Субъект анализа

большинство банковских специалистов, менеджеры разных уровней и видов управления, аналитики. внутренние аудиторы и контролеры, руководство банка, привлекаемые аудиторы и консультанты

Аутсайдеры банка, органы надзора, собственники

Степень регламентации

решения органов управления банка

Международные и национальные стандарты

Объем используемой информации

вся система информации о деятельности банка и об окружающей его среде

в рамках действующей финансовой отчетности

Качество получаемой в результате анализа информации

носит в значительной степени вероятностный и субъективный характер

более объективно, т.к. анализ основывается на утвержденной надзорными органами информации по уже осуществленным операциям

Способы отражения информации

любые

на основе общепринятых принципов и стандартов учета

Виды анализа в зависимости от того, к какому времени относится используемая при его проведении информация

текущий, ретроспективный, перспективный анализ

Ретроспективный

Единицы измерения

любые

денежные безразмерные

Регулярность проведения

любые

установленная нормативными актами

Степень ответственности

дисциплинарная

административная

Следует отметить, что традиционно выделяют три основных типа проведения внутреннего анализа:

1)  Поисковый анализ. Поисковый анализ данных нацелен на выделение в имеющийся информации (т.е. данных о настоящем и прошлом) систематически проявляющихся связей и закономерностей. Следовательно, цель поиска – устойчивые связи и закономерности, существующие в данных, в показателях, но не выявленные в ходе анализа ранее.

2)  Рутинный анализ. Анализ, основанный на расчете предписанных нормативов и показателей. Он практически не воспринимается банкирами как элемент аналитической работы, но его проведение обязательно для всех кредитных организаций.

3)  Целевой анализ. Осуществляется непосредственно по заданию руководства. Сочетает в себе элементы поискового и рутинного анализа с применением большого числа экономических показателей и базируется на всей, имеющейся в распоряжении аналитика, информации.

2. В зависимости от спектра изучаемых вопросов анализ финансово-хозяйственной деятельности банка делится на полный и тематический. Оба вида анализа осуществляются на основе соблюдения принципа комплексности. При полном анализе изучаются все стороны работы банка, т.е. как внешние, так и внутренние его связи, при тематическом затрагивается лишь узкий круг вопросов, позволяющих выявить возможности улучшения отдельных сторон деятельности банка (например, анализ банковской прибыли, структуры кредитов, депозитов, финансовых результатов, анализ ликвидности, рискованности операций и т.д).

3. В зависимости от периода, за который проводится анализ, анализ может быть классифицирован следующим образом: ежедневный, еженедельный, ежедекадный месячный, квартальный, полугодовой, годовой.

4. В зависимости от частоты проведения:

    систематический;

    периодический;

    эпизодический;

    разовый.

5. Исходя из целей и характера исследований, различают предварительный, оперативный (контрольно-оперативный), итоговый (окончательный, последующий) и перспективный (стратегический, прогнозный) анализ.

Предварительный анализ применяется при оценке состояния счетов для выявления возможности осуществления банком каких-либо операций.

К оперативному анализу прибегают в ходе текущей работы банка для оценки соблюдения нормативов ликвидности и прочих показателей и принятия срочных мер, обеспечивающих их выполнение, а также получение достаточной прибыли.

Итоговый анализ используется при определении эффективности деятельности банка за изучаемый период и выявлении резервов повышения доходности. Перспективный – для прогнозирования ожидаемых результатов в предстоящем периоде и определения дальнейших направлений денежно-кредитной политики. Его разновидностями являются:

        фьючерсный анализ;

        экстраполятивный и интерполятивный анализ (основаны на двух видах прогнозирования: экстраполяции и интерполяции, которые предполагают нахождение отсутствующего показателя внутри и соответственно вне существующего ряда динамики);

        вариантный анализ (предполагает сравнение нормативных и нескольких вариантов фактических показателей);

        конъюнктурный анализ;

        экспериментальный анализ и др.

6. В зависимости от объекта исследования анализ баланса банка подразделяется на функциональный, структурный, операционно-стоимостной, народнохозяйственный (анализ масштабности активно-пассивных операций).

Функциональный анализ позволяет выявить специализацию деятельности коммерческого банка, его место в системе взаимоотношений банков, возможные формы и перспективы взаимодействия с другими контрагентами этой системы, а также произвести оценку эффективности и целесообразности выполняемых банком функций.

Структурный анализ производится по видам банковских операций. Посредством данного анализа определяются состав и удельный вес экономических контрагентов по активным и пассивным операциям, а также структура доходов, расходов и прибыли.

Операционно-стоимостной анализ углубляет исследование доходности банка и дает представление о стоимости и рентабельности (или убыточности) конкретных операций. Он позволяет оценить значимость каждого вида операций в формировании прибыли банка и выработать основные направления депозитно-ссудной политики банка по отношению к конкретным контрагентам с целью максимизации дохода.

Народнохозяйственный анализ позволяет определить масштабность активно-пассивных операций и банковской прибыли, а также степень участия коммерческого банка в формировании денежной массы и ссудного фонда страны. Анализ масштабности активно-пассивных операций проводится путем сопоставления масштабов конкретных видов операций со средним уровнем аналогичных показателей или их абсолютными масштабами по банковской системе в целом.

7. В зависимости от субъекта проведения анализа выделяют следующие виды анализа деятельности коммерческого банка:

        внутренний самоанализ банков, проводимый ими самими;

        дистанционный анализ банков, в том числе банков-контрагентов (анализ деятельности и её финансовых результатов, структуры и динамики собственного капитала, ресурсной базы и активов, факторов устойчивости финансового состояния банка на основе его официальной и публикуемой отчетности);

        анализ банков с целью составления их рейтинговых оценок. Существующие методы рейтинговой оценки банков основываются на анализе таких факторов как:

      перспективы развития банковской системы и банковского сектора;

      способность банка адаптироваться к внешней среде;

      наличие необходимых ресурсов (персонала, информационных технологий и т.п.);

      качество операционных отделов банка;

      эффективность механизмов управления и контроля;

      качество управленческого персонала (опыт работы, образование и др.);

      устойчивость результатов текущей деятельности и обоснованность банком выбранной стратегии;

      соответствие уровня рисков собственным фондам банка;

      способность банка к увеличению собственных средств и др.

8. В зависимости от источников информации, используемых для анализа: финансовый анализ, управленческий анализ.

9. В зависимости от используемых критериев оценки Гиляровской Л.Т. выделяются следующие виды анализа: экспертный, трендовый, рейтинговый, сравнительный, оптимизационный.

Говоря об основных направлениях экономического анализа коммерческого банка, их можно представить в виде 3-х блоков (приведённое деление достаточно условно, между ними существует органическое единство, они чаще всего дополняют друг друга):