logo
ответы по ДКБ

26. Инфляция, ее измерение и формы, механизм инфляции.

Под «инфляцией» понимается дисбаланс спроса и предложения, проявляющийся в общем росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти на другие оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность. Деньги при инфляции обесцениваются, падает их покупательная способность.

Однако не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ограниченности факторов производства, изменения общественных потребностей.

Инфляция – переполнение каналов денежного обращения бумажными денежными знаками, которое приводит к нарушению равновесия на денежном рынке и сопровождается ростом цен. Данное определение инфляции видит причины инфляции в сфере инфляции.

Инфляция – последствия нарушения макроэкономического равновесия, которое сопровождается ростом цен и снижением покупательной способности денежной единицы. В данном случае причина инфляции определяется как общие экономические причины, не связанные со сферой обращения.

Измерение инфляции.

Индексы цены: наиболее распространенными являются индекс стоимости жизни (индекс цен потребительских товаров), индекс оптовых цен (индекс цен товаров производственного назначения) и дефлятор ВНП.

1. Индекс стоимости жизни.

С помощью индекса стоимости жизни измеряются цены фиксированной «рыночной корзины» потребительских товаров.

Цена «рыночной корзины» в данном периоде

Индекс цен в данном периоде = ----------------------------------------------------------------

Цена аналогичной корзины в базовом периоде

Индекс стоимости жизни используется при расчете минимальной зарплаты, от него зависит уровень зарплаты.

2. Индекс оптовых цен.

При исчислении индекса оптовых цен рассматривается изменение цен определенного количества промежуточных товаров, используемых в производстве. Изменение оптовых цен отражает динамику цен на сырьё, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке. Два названных индекса тесно взаимосвязаны, так как рост промышленных товаров и услуг в конечном итоге ведет к росту розничных цен.

3. Дефлятор ВНП.

Для измерения общего уровня цен используется индекс цен валового национального продукта – дефлятор ВНП. Он более полно отражает изменение цен в обществе, охватывает не только отдельные группы товаров и услуг.

Номинальный ВНП

Дефлятор ВНП = ---------------------------- * 100%,

Реальный ВНП

Где номинальный ВНП – расходы в нынешнем году по текущим ценам; реальный ВНП – расходы в нынешнем году по ценам базового года. Реальный ВНП показывает, насколько возрос валовой национальный продукт исключительно за счет роста цен.

Формы инфляции:

1. По причинам – инфляция спроса (рост денежной массы ведет к расширению денежного спроса) и инфляция предложения (в основе лежит рост производственных издержек – зарплата, комплектующие, сырье)

2. По темпам – умеренная (рост цен не превышает 10 % в год), ползучая (рост цен 10-20 % в год), галопирующая (20-200 % в год) и гиперинфляция (ежегодный рост цен превышает 200 %).

3. По формам проявления – открытая и подавленная или скрытая. Открытая – цены не регулируются «сверху», а формируются под влиянием рыночных факторов. Регулятор –соотношение спроса и предложения.

Подавленная возникает в условиях жесткого регулирования цен и доходов. Она проявляется не в росте цен, а в обострении товарного дефицита.

4. По последствиям – сбалансированная (цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными) и не сбалансированная (цены постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях).

Для рассмотрения механизма инфляции обратимся к её 2 типам: 1)инфляции спроса, при которой равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса; 2) инфляции предложения, при которой дисбаланс спроса и предложения происходит из-за роста издержек производства. Для начала инфляционных процессов достаточно, чтобы совокупный спрос превышал совокупное предложение. Такая ситуация возможна, когда:

-резко возрастает совокупный спрос, а совокупное предложение не меняется;

-совокупное предложение снижается при постоянном совокупном спросе;

-расширение совокупного спроса превышает рост совокупного предложения.

Механизм инфляции – комплекс факторов, которые находятся в причинно-следственной связи и вызывают инфляцию.

В мировой экономической литературе выделяют три основные причины, приводящие к дисбалансу спроса и предложения на национальном рынке и порождающие инфляцию.

Во-первых, значительная экономическая роль государства, связанная с выполнением его экономических функций. В первую очередь, имеется в виду государственная монополия на эмиссию денег, на непроизводственные расходы (например, военные), на внешнюю торговлю и т. п. В наиболее сложные периоды своего развития государство сталкивается с проблемой дефицита государственного бюджета (доходы государства не покрывают его расходов). Для финансирования дефицита госбюджета правительство может прибегнуть к эмиссии бумажных денег, в результате чего в экономике появляется дополнительная масса денег, не подкрепленная товарами. В итоге экономика столкнется с ростом цен.

Во-вторых, сильные профсоюзные организации в государстве (профсоюзная монополия). Профсоюзы, добиваясь увеличения заработной платы для своих членов, обуславливают увеличение доходов этих граждан, не подкрепленное увеличением товарной массы. Рост доходов инициирует возрастание спроса и, при данных условиях, увеличение цен.

В-третьих, монополия фирм. В условиях экономического подъема фирмы могут все свои финансовые ресурсы использовать для обновления производственной базы, т. е. для приобретения нового оборудования. В связи с этим наблюдается повышение спроса, но теперь не на потребительском рынке, а на другом сегменте национального рынка — рынке средств производства. Если под подобный рост спроса на этом рынке нет соответствующего роста предложения, то экономика столкнется с ростом цен на средства производства.