logo
Деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг

3.2 Тенденции развития коммерческих банков

Несовершенство действующей в России системы регулирования инвестиционно-банковской деятельности привело к объединению банковских и брокерских компаний в рамках единого холдинга (иногда существующего на неформальных условиях). Наиболее известными конгломератами, включающими в свой состав кредитные учреждения и инвестиционно-брокерские компании, на рынке являются инвестиционно-банковская группа «НИКойл», группа «Альфа», группа «Метрополь» и некоторые другие. Подобные объединения позволяют «перекрывать» бизнес-поля участников группы, создавая таким образом синергетический эффект, что значительно повышает их конкурентоспособность на рынке. Таким образом, проявление дезинтерминации в России выразилось в облегчении доступа на рынок и устранении посредников для инвестора как в традиционно банковском секторе оказания услуг, так и в сегменте рынка, представленном брокерскими компаниями. При этом значительную роль сыграли в этом процессе и современные IT-решения, основанные на использовании возможностей Интернета. Практически все перечисленные выше тенденции, проявившиеся на молодом российском рынке ценных бумаг, обязаны своим появлением в той или иной степени бурному развитию IT-технологий и не менее стремительному внедрению их в повседневную практику инвестиционно-банковской деятельности. Распространение в России сети Интернет во многом сгладило значение фактора географической удаленности клиентов от центров оказания финансовых услуг, а также сократило до минимума размеры начального капитала, с которым клиент может «войти» в рынок, сделав доступным весь спектр финансовых инструментов мелким и средним инвесторам, в том числе и физическим лицам.

Системы интренет-трейдинга начали широко использоваться профессиональными участниками рынка ценных бумаг с 1999 года. Их появление позволило устранить на пути к фондовому рынку ряд преград и открыть его для мелких и средних инвесторов, в основном из числа физических лиц. Безусловно, «интеллектуальным» толчком для создания и применения этих технологий послужили технологии «банк-клиент», которые к тому моменту уже были широко представлены на рынке. Коммерческие банки, вложившие значительные средства в разработку систем, позволяющих обслуживать клиентов «дистанционно» с минимальными трудозатратами, явно превосходили по этому параметру инвестиционные компании. Последние были вынуждены «приближать» офис к клиенту любыми способами.

Немаловажную роль в процессе быстрого распространения интернет-систем в инвестиционном сегменте финансового бизнеса сыграл и фактор отсутствия достаточно больших помещений, способных вместить всех желающих торговать в режиме онлайн: подавляющее большинство брокерских компаний до сих пор весьма ограничены в офисных помещениях. Примерно с 2000 года оператор фондового рынка, предлагающий свои услуги клиентам, которые не имели системы интернет-трейдинга, лишался очень важного конкурентного преимущества и практически был обречен на неудачу. При этом для клиентов коммерческих банков крайне важным была возможность адаптации появившихся систем интернет-трейдинга с уже используемыми и привычными системами «банк-клиент». Это требование актуально и до сегодняшнего дня.

Интернет-трейдинг начал развиваться как самостоятельное направление на рынке брокерских услуг, предоставляемых своим клиентам профессиональными участниками рынка ценных бумаг, вследствие однонаправленного действия следующих факторов.

Готовность инвесторов принять новые предложения профессиональных участников рынка по совершенствованию отношений брокер-инвестор, основанных на использовании Интернета. Эта готовность появилась вследствие очень высокого образовательного ценза большинства молодых инвесторов и широкого распространения к тому моменту в крупных городах системы Интернета и систем «банк-клиент».

Развитию системы интернет-трейдинга способствовали многие факторы.

Одним из важнейших является удаленность подавляющего большинства российских населенных пунктов от финансовых центров - Москвы и Санкт-Петербурга. Сверхконцентрация рынка привела к тому, что многие города-миллионники, в которых коммерческие банки были представлены только традиционными услугами, практически оказались отрезанными от торговых площадок.