logo
Деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг

3.1 Особенности осуществления деятельности коммерческих банков на фондовом рынке

Необходимо выделить основные принципы формирования современной системы регулирования деятельности банков на РЦБ, к числу которых отнесены:

- прозрачность формируемой системы, которая означает открытый доступ к информации о принятых решениях и действиях в области регулирования;

- стандартизация правил финансового регулирования, подразумевающая установление общих правил и их применение с целью упорядочения деятельности банков на РЦБ разных стран в качестве основы дня развития межнациональных рынков ценных бумаг;

- унификация инструментов деятельности, что необходимо как для лучшего понимания возможностей и ограничений использования финансового инструмента участниками рынка, так и для координации деятельности участников РЦБ, осуществляющих инновации;

- превентивность принимаемых мер, которую следует рассматривать не только как предупреждение и решение на самой начальной стадии формирования спорных вопросов, но и как принятие мер в отношении причин их возникновения для минимизации финансовых последствий для участников рынка;

- увеличение делегирования нормотворческих и контрольных функций саморегулируемым организациям и передача им части функций по регулированию рынка, что вызвано необходимостью сокращения вмешательства госрегулирования в те сферы деятельности финансового рынка, где несовершенства рыночного механизма минимальны или существующие провалы могут быть более эффективно преодолены усилиями самоорганизованного бизнеса.

При формировании своей эмиссионной стратегии банку следует рассматривать параметры выпуска ценных бумаг, устанавливаемых крупнейшими банками, как нижнюю границу привлекательности, от которой следует отталкиваться, и заинтересовывать потенциальных инвесторов путём предложения более выгодных для них условий (комбинации ставок доходности, периодичности выплат, сроков погашения, дополнительных оферт по облигациям).

Изучение специфики банков, работающих на РЦБ в качестве профессиональных участников, позволило выявить основные подходы к формированию организационной структуры банка, выявить их достоинства и недостатки:

- централизованный подход, в результате которого банк сам получает лицензию профессионального участника РЦБ и самостоятельно работает или, в случае вхождения банков в банковскую группу, они работают как субброкеры по лицензии, полученной головным банком. При этом обеспечивается концентрация ресурсов, но повышается риск штрафных санкций (вплоть до отзыва лицензии) в случае совершения ошибок субброкерами;

- децентрализованный подход подразумевает разделение банковского бизнеса и профессионального участия на РЦБ путём создания отдельной инвестиционной компании или, в другом случае, банки, входящие в банковскую группу, работают по своим лицензиям. Это дает возможность более гибкого управления, повышает стоимость отдельных банков, позволяет при необходимости свернуть направление без потери для других участников, минимизирует риски. Но одновременно происходит и децентрализация средств;

- смешанный подход, при котором банк, имея лицензию профессионального участника РЦБ, имеет и дочерние инвестиционные компании; это дает возможность максимально гибкого управления средствами на РЦБ, максимальной сегментации предоставляемых услуг, захвата новых рынков, но требует значительных финансовых вложений.

В условиях ужесточения конкуренции среди финансовых институтов - профессиональных участников РЦБ, важным является осуществление оптимизации состава и содержания предоставляемых банком услуг. В этой связи можно приложить следующий комплекс мероприятий, позволяющий эффективно организовывать работу с клиентом, в рамках которого выделены:

- меры по привлечению клиента: развитие удаленных каналов работы клиентов на РЦБ (интернет-трейдинг); создание финансовых супермаркетов; предложение новых типов и видов сделок; выпуск обзоров по рынку для оценивания клиентами аналитических способностей банка; предоставление бесплатного доступа к тестированию программ по работе на РЦБ (с увеличением срока и минимальной суммы); формирование благоприятного общественного мнения;

- меры по удержанию клиента: осуществление мониторинга пожеланий целевых групп клиентов и определение наиболее востребованных продуктов и услуг; составление рейтингов товаров и услуг банка; выпуск аналитических обзоров по рынку в соответствии с индивидуальными запросами клиентов; внедрение более дробной (в зависимости от оборота) шкалы комиссионных сборов с операций с клиентами; использование комплексных систем по управлению взаимоотношениями с клиентами (CRM).