logo
Банковская стратегия развития

2.2 Финансовая стратегия ОАО ВТБ

В качестве стратегических целей на 2010-2013 гг. определены:

1. Построение платформы продажи инвестиционно-банковских услуг ключевым клиентским сегментам Группы ВТБ.

· Активные кросс-продажи инвестиционных продуктов всем сегментам корпоративных клиентов и повышение доходности бизнеса;

· Значительное расширение инвестиционного бизнеса с клиентами Группы ВТБ вне Российской

Федерации - в странах СНГ и Европе.

2. Повышение уровня доходов инвестиционного бизнеса с одновременным улучшением их структуры и ростом эффективности:

· Увеличение доли клиентских операций и комиссионных доходов в чистом операционном доходе инвестиционного бизнеса Группы ВТБ; снижение объемов и доходов от собственного портфеля ценных бумаг;

· Достижение ROE не менее 20-30% в среднем за экономический цикл.

3. Вхождение в тройку лидеров инвестиционных банков в РФ по основным продуктам.

В 2013 году планируется активное строительство розничного бизнеса нового масштаба и эффективности

В докризисный период - с 2006-2008гг. - рынок банковской розницы в Российской Федерации продемонстрировал положительную динамику. Средний темп роста кредитов населению составил 46% в год, рост привлеченных средств - 25%. Наиболее высокими темпами рос рынок ипотечного кредитования - даже с учетом кризисного 2009г. Ежегодный рост составил 50%.

Согласно прогнозу на 2013 год, среднегодовые темпы роста рынка будут ниже, чем до кризиса, но доля доходов от операций с физическими лицами продолжит составлять достаточно значительную часть доходов банковской системы. Ожидается, что среднегодовые темпы роста рынка составят по кредитам физических лиц 15-20% и 12-15% по привлеченным средствам. Прогнозируется, что доходы от операций с физическими лицами будут расти медленнее объемов в результате сокращения маржи как по операциям привлечения, так и по операциям кредитования.

В части обслуживания малого бизнеса ожидается, что объемы кредитов и депозитов также будут демонстрировать рост со среднегодовым темпом в 13-15% и сохранять свою долю в общих доходах от операций с юридическими лицами.

Группа компаний ВТБ сегодня - это уникальная международная сеть, которая насчитывает более 20 банков и финансовых компаний в 19 странах мира. Управление розничным бизнесом - цель ВТБ24 (ЗАО).

ВТБ24 необходимо существенно повысить эффективность деятельности и достичь следующих целевых показателей:

· Рост чистой прибыли в 5-6 раз

· Увеличение ROE с 8,1% до 20%

· Снижение CIRс 48,3% до 40%

Кроме того, к концу 2013г. ВТБ 24 должен выполнить ряд качественных целей:

· Банк №1 по качеству обслуживания

· Достичь лидерства по лояльности клиентов в приоритетных сегментах

· Превратиться в основной розничный банк для клиентов

· Обеспечить эффективность бизнес-процессов и производительность труда выше средних по рынку

· Обеспечит надежность работы ключевых систем банка на уровне лучших мировых практик

Кроме того, немаловажным является развитие дочерних финансовых компаний. Одним из ключевых направлений стал лизинговый бизнес. Лизинговый бизнес Группы ВТБ в РФ осуществляют ОАО "ВТБ-лизинг" и Система Лизинг 24, которые специализируются на сегментах крупного/среднего и малого бизнеса соответственно.

Важнейшей целью развития лизингового бизнеса Группы ВТБ является рост бизнеса и его диверсификация с точки зрения клиентской, отраслевой и региональной структуры. На 2013 г определены следующие приоритетные направления развития:

· Сохранение лидирующих позиций в сегменте авиатехники и железнодорожного, промышленного оборудования, недвижимости и морских судов;

· Достижение лидирующих позиций в сегментах среднего и малого бизнеса, в том числе лизинг автотранспорта, недвижимости.

· Диверсификация каналов продаж: партнерство с производителями, поставщиками и дилерами, активизация продаж в банках Группы, интенсивное региональное развитие;

· Диверсификация портфеля по видам имущества

По результатам 2013г. Группа планирует увеличить объемы нового бизнеса в 3-5 раз при достижении доходности на капитал не менее 15%.

Факторинг

Группа ВТБ создала факторинговый бизнес в 2009г.: за 9 месяцев с момента запуска бизнеса компания достигла 6-го места по объему портфеля уступленной дебиторской задолженности, была создана региональная сеть из 12 филиалов.

Стратегической целью ООО ВТБ Факторинг на 2013г. Является рост доли рынка в 3-4 раза и вхождение в Топ-3 российских факторов. Достижение целей будет обеспечено за счет развития бизнеса с текущей клиентской базой, освоение новых клиентских и отраслевых сегментов, а также усиления региональной сети.

ООО ВТБ Факторинг планирует также стать ведущим экспертом по рискам на рынке факторинга, что в долгосрочной перспективе позволит компании успешно решать задачи по росту бизнеса

Страхование

Бизнес ООО СК "ВТБ Страхование" преимущественно сконцентрирован в сегменте банковского страхования, где компания является одним из лидеров рынка (по оценкам экспертов, входит в Топ-10 в данном сегменте). Данное направление будет развиваться, в том числе на базе роста кросс - продаж через каналы Группы ВТБ (как корпоративным, так и розничным клиентам)

Перед ООО СК "ВТБ Страхование" стоят амбициозные цели на 2013г.:

· Рост объема бизнеса быстрее рынка

· Вхождение в Топ-15 крупнейших страховых компаний России по итогам 2013г.

Пенсионное обеспечение Пенсионный рынок представлен двумя основными сегментами: обязательное пенсионное страхование (ОПС) и негосударственное пенсионное обеспечение (НПО). Сектор ОПС более привлекателен и имеет значительные возможности для развития. В сегменте НПО, напротив, наблюдается стагнация: развитие свободного рынка ограничено низким спросом со стороны населения, а прирост активности обеспечивается в основном за счет отчислений крупных корпораций.

Приоритет развития пенсионного бизнеса Группы ВТБ - обеспечение надежности вложения средств и высокие стандарты обслуживания клиентов. К концу 2013г. Ожидается значительное увеличение объемов пенсионных активов Группы и вхождение в Топ-15 НПФ по размеру пенсионных активов свободного рынка ОПС.

Для этого будут реализованы следующие инициативы:

· Дальнейшее развитие рыночных каналов привлечения - кросс-продажи корпоративным клиентам Группы и розничные продажи в сети ВТБ 24 (ЗАО);

· Активное расширение регионального присутствия в крупнейших городах России

Управление непрофильными активами

Дополнительным важнейшим направлением деятельности будет максимизация отдачи от непрофильных активов в сфере строительства и девелопмента. Целью Группы в этой сфере будет максимально быстрый и прибыльный выход из данных активов.

Достижение этой цели планируется достигнуть за счет трех рычагов:

· Максимизация стоимости активов: тщательный анализ проектов, отбираемых для инвестирования, активное управление проектами, контроль над использованием средств, проработка выходов из проектов, поиск потенциальных инвесторов;

· Управленческая консолидация всех активов в единый центр принятия решений;

· Оптимизация юридической формы владения/управления строительными активами в целях обеспечения защиты интересов Группы;