1. О выполнении Стратегии развития банковского сектора
Российской Федерации на период до 2008 года
Трансформация модели развития банковского сектора и определение задач его дальнейшего развития невозможны без осмысления уже накопленного опыта проведения реформ в банковском секторе.
Работа по изменению вектора развития российской банковской системы проводится с начала 2000-х годов в рамках реализации предшествующих стратегий развития банковского сектора Российской Федерации. Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года (далее - Стратегия 2008) предусматривалось реализовать меры по повышению роли российских кредитных организаций в экономическом развитии страны, укреплению доверия к банковской системе, усилению ее прозрачности, а также по повышению уровня защищенности кредиторов и вкладчиков кредитных организаций.
В 2005 - 2008 годах в Российской Федерации складывались благоприятные макроэкономические условия. Это обстоятельство и высокий уровень инвестиционного и потребительского спроса предопределили рост объемов банковской деятельности даже в период турбулентности на мировых финансовых рынках с середины 2007 года до осени 2008 года.
В этот период Правительством Российской Федерации и Банком России была проведена основная работа по выполнению мероприятий по реализации Стратегии 2008.
Отличительной особенностью проводимой в Российской Федерации в 2005 - 2008 годах банковской реформы являлось сочетание мер, направленных на поддержание высоких темпов экономического роста, в том числе за счет создания благоприятных условий кредитования реального сектора российской экономики, с действиями по повышению конкурентоспособности банковского сектора в условиях либерализации валютного законодательства Российской Федерации и совершенствованию системы банковского надзора с учетом передовой международной практики и рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору.
В числе важных задач, реализованных в соответствии со Стратегией 2008, следует отметить, в частности, принятие федеральных законов, направленных на выравнивание условий доступа российских и иностранных банков на российский рынок банковских услуг, повышение капитализации банковского сектора, защиту прав потребителей финансовых услуг и повышение прозрачности потребительского кредитования, расширение обслуживания банками своих клиентов вне места расположения кредитной организации.
Настоящая Стратегия учитывает результаты реформирования банковского сектора на предшествующих этапах и подготовлена с учетом задач нового этапа. При этом сохраняется преемственность основных целей и задач развития банковского сектора.
- I. Цели и факторы развития банковского сектора
- 1. О выполнении Стратегии развития банковского сектора
- 2. Проблемы развития банковского сектора
- 3. Переход к преимущественно интенсивной модели развития
- II. Задачи по реформированию банковского сектора
- 1. Основные задачи Правительства Российской
- 2. Ожидаемые результаты развития банковского сектора
- III. Об основных направлениях деятельности
- 1. Участие государства в капиталах кредитных организаций
- 2. Участие государства в развитии современной
- 3. Участие иностранного капитала
- 4. Развитие конкуренции и поддержание конкурентной среды
- 5. Территориальные аспекты предоставления банковских услуг
- 6. Меры по развитию банковского обслуживания нефинансового
- 7. Меры по снижению административной нагрузки
- 8. Вопросы развития и внедрения современных банковских
- 9. О повышении качества и расширении перечня банковских
- 10. Вопросы создания международного финансового
- 11. Вопросы защиты прав потребителей банковских услуг
- 12. Вопросы повышения капитализации банковского сектора
- 13. Развитие финансового обслуживания малого бизнеса
- 14. Об организации обращения наличных денег
- 15. Функционирование системы страхования вкладов
- 16. Противодействие легализации (отмыванию) доходов,
- 17. Взаимодействие с банковским сообществом
- 18. Развитие инструментов регулирования ликвидности
- IV. Основные направления совершенствования банковского
- 1. Недостатки в банковском регулировании
- 2. Требования к корпоративному управлению и системам
- 3. Консолидированный надзор,
- 4. Меры по совершенствованию регулирования и надзора
- 5. Реализация в Российской Федерации международных подходов
- 6. Лицензирование. Порядок инвестирования капитала
- 7. Транспарентность кредитных организаций
- 8. Дистанционный надзор
- 9. Инспектирование
- 10. Предупреждение несостоятельности (банкротства)
- 11. Контроль за ликвидацией кредитных организаций и защита
- V. Заключительные положения