logo
Bank_delo_12_12_1

I.5 Стратегия развития банковской системы рф

Процесс формирования банк системы продолжается и в настоящее время. ЦБ совместно с правительством прорабатывают стратегию и реализуется это в совместном документе – «Стратегия развития банковского сектора».

Было принято до 2011 года две стратегии развития:

Первая – на период 2001 -2005 года

Вторая – 2005-2008 гг.

Затем наступает кризис и в 2008-2009 гг. принимались экстренные оперативные меры для его преодоления.

На сегодня: Март 2011 новая стратегия на период до 2015. Это переход к интенсивной модели развития нашей банковской системы. Прежде всего, стратегия отмечает, что в институциональном плане банки в настоящее время играют главную роль в системе финансового посредничества, превосходит всех остальных финансовых посредников по экономическому потенциалу

За последние годы базовые характеристики нашего банковского сектора по отношению к ВВП имеют положительную динамику.

1.01.2001

1.01.2005

1.01.2011

1.01.2016

активы БС к ВВП

32.3%

42.5%

74.5%

>90%

капитал БС к ВВП

3.9%

5.6%

9.4%

14-15%

Кредиты нефинансовым организациям и физ лицам к ВВП

11%

19%

40%

55-60%

Цель : активное участие БС в модернизации российской экономике, а это может быть достигнуто только за счет интенсивного развития нашей банковской системы. Стратегия отмечает что до последнего времени развитие шло экстенсивно (ориентация большей части банков на краткосрочные результаты деятельности). Результат - экономическая политика банков, высокая концентрация рисков в их деятельности; низкий уровень развития конкурентной среды в банковском деле и рыночные дисциплины, слабая доступность банковских услуг, низкое их качество; низкая ответственность владельцев и руководства банков за качество и устойчивость ведения банковского бизнеса, за достоверность информации о состоянии дел в банке, надежда на гос. поддержку в кризисных ситуациях.

Переход к интенсивной модели развития означает во первых приоритет качественных показателей деятельности банков, ориентация на долгосрочные результаты их деятельности, рациональное ведение бизнеса банков, развитие эффективных систем управления, в т ч управление рисками, взвешенность в принятии управленческих решений, высокий уровень конкуренции на банковском рынке, высокая степень прозрачности и рыночной дисциплины кредитных организаций и иных участников рынка

Основные направления для достижения этих показателей деятельности

  1. Участие государства в капитало-кредитных организациях. Предполагается сократить это участие при сохранении контроля государства за деятельностью сбербанка, ВТБ и РосСельхозбанка. В этих банках предполагается снижение доли гос. участия, но не ниже уровня 50% + 1 голосующая акция. Привлечение стратегические инвесторы на открытом рынке капитала. Аналогичные меры правительства и ЦБ рекомендуют предпринять к субъектам РФ и местным органам управления.

  2. Участие государства в развитии современной фин. инфраструктуры. Создание международного финансового центра. Создание Национальной платежной системы, которая использует современные международные стандарты и технологии. 27.06.2011 создан 161 ФЗ «О национальной платежной системе». Будет продолжена работа по созданию и внедрению универсальной электронной карты гражданина.

  3. Участие иностранного капитала. Продолжается либерализация, направленная на приток прямых иностранных инвестиций в банковский сектор РФ

  4. Развитие конкуренции и поддержания конкурентной среды в банковской системе. Приняты меры на поддержание равных условий для ведения бизнеса всеми кредитными организациями, независимо от величины и формы собственности, в том числе и контролируемые государством. В этой части правительство и ЦБ будут руководствоваться международным опытом антимонопольного регулирования в банковской сфере.

19.09.2011

  1. Территориальное распределение банк услуг в РФ. В ЦФО – 60%, в т.ч. Москва – 52%, СЗФО – 7%. Решение проблемы банк услуг в отдаленных регионах будет способствовать система почтового банка. Этим занимается Связьбанк, и на базе почтовых отделений осуществляться.

  1. Принятие мер по развитию банковского обслуживания нефинансового сектора экономики и населения. Защита прав банков, как кредиторов. Должно быть усовершенствовано залоговое законодательство. Предусматривается создание системы регистрации залогов. Эту функцию предполагается передать бюро кредитных историй. Предстоит повысить эффективность использования ресурсов, выделяемых по государственным программам в системе кредитования малого и среднего бизнеса. Должно осуществляться через гос. институты развития, а так же активизации работы фондов развития малого и среднего предпринимательства, выполняющих, в том числе, и функции гарантийных фондов субъектов РФ. Для стабилизации ресурсной базы банков планируется внести изменения в законодательство в частности дать право банкам, которые заключают договоры с физ. лицами на прием вкладов , выдавать их не по первому требованию вкладчика.0, а лишь в срок, обусловленный договором.

Стратегия предусматривает внедрение банковских технологий, дистанционного банк обслуживания. Должно быть повышено качество и расширен перечень банковских услуг, в этой связи предполагается снижение неоправданных административных стоимостных процедурных издержек клиентов при потреблении банковских услуг. Снизить необходимый пакет документов для получения банковского кредита. Сократить сроки рассмотрения банками заявок на получение банковского кредита.

Защита прав потребителей банковских услуг. В этой связи должны быть приняты федеральные законы по регулированию отношений в сфере потребительского кредитования на защиту прав потребителей финансовых услуг, на совершенствование процедуры взыскания задолженности с должников физ. лиц.

Рассматриваются вопросы создания международного финансового центра и усиления роли рубля в международных расчетах. С перспективой к переходу использования рубля в качестве региональной резервной валюты.

Рассматриваются вопросы повышения капитализации наших банковского сектора с первого января 2015 года предполагается установить минимальный размер собственного капитала для действующих банков в размере 300 млн руб, сейчас 180 млн.руб.

Организация наличных денег в стране. На сегодняшний день в РФ сложилась традиционно модель для которой характерно высокая степень участия ЦБ в управлении потоками наличных денег.

Банк России планирует активнее привлекать коммерческие банки к участию в организации денежного обращения, предполагает делегировать им часть своих функций. Предполагается децентрализовать потоки движения наличных денег.