logo
Банковская стратегия развития

2. Финансовая стратегия ОАО ВТБ

2.1 Характеристика организации и позиции на рынке

ОАО Банк ВТБ сегодня - публичная компания, системообразующий российский банк, построивший международную финансовую группу. Группа ВТБ предоставляет своим клиентам комплексное обслуживание в 19 странах СНГ, Европы, Азии и Африки. На российском банковском рынке Группа ВТБ занимает второе место по всем основным показателям.

По состоянию на конец 2010г.:

· Активы составили 3,6 трлн. рублей;

· Объем кредитного портфеля достиг 2,5 трлн. рублей;

· Привлеченные средства равнялись 3,1 трлн. рублей;

· Собственные средства составили 505 млрд. рублей;

· Операционный доход до создания резервов под обесценение ссуд составил 167 млрд. рублей;

· Сеть включала 645 точек продаж.

Банки Группы ВТБ обладают уникальной для российских банков международной сетью, которая насчитывает более 20 банков и финансовых

компаний в 19 странах мира. Общая численность персонала организаций Группы составляет ~40 тысяч человек.

Основными направлениями деятельности Группы являются:

· Банковские услуги для корпоративных клиентов;

· Инвестиционно-банковские услуги;

· Розничные банковские услуги;

· Небанковские финансовые услуги: лизинг, факторинг, страхование, пенсионное обеспечение.

Большое внимание уделялось агрессивному развитию розничного бизнеса: на базе ВТБ 24 (ЗАО) за 3 года был построен второй по величине розничный банк в Российской Федерации; доля рынка по розничному кредитованию и привлечению возросла с 3% до 10% и с 5% до 6%, соответственно, а доля розницы в чистом операционном доходе до резервов увеличилась до 31%.

Продолжилось активное развитие новых высокомаржинальных направлений бизнеса. За два года создан инвестиционно-банковский бизнес, успех которого признан рынком. В 2009 году инвестиционно-банковский бизнес Группы вышел на прибыльность. Активно развивался небанковский финансовый бизнес Группы: лизинг, факторинг, страхование, пенсионное обеспечение. Дочерние финансовые компании ВТБ являются лидерами в соответствующих сегментах.

Группа ВТБ занимает второе место на российском банковском рынке по всем основным показателям - увеличению активов, общей сумме выданных кредитов и общей сумме вкладов. Подобный масштаб бизнеса является важным фактором конкурентоспособности в сегменте крупных корпоративных клиентов и может служить рычагом для продолжения роста в других сегментах.

Филиальная сеть Группы в России является второй по величине в стране и значительно превышает размер сетей большинства ее конкурентов, что является ее значительным преимуществом перед российскими и зарубежными банками. У Группы имеется 645 точек продаж по всей территории России в 73 из 83 российских регионов по состоянию на 31 декабря 2009г., ее деятельность охватывает регионы, в которых сосредоточено 98% ВВП России. Кроме того, банки Группы ВТБ обладают уникальной для российских банков международной сетью. (Приложение 1)

Основными финансовыми целями Группы ВТБ на 2010-2013гг. являются:

· Рост объема прибыли более чем в 2 раза по сравнению с планом на 2010г.;

· ROE - не менее 15% по Группе;

· Существенный рост рыночной капитализации;

· Качественное изменение структуры доходов и повышение устойчивости финансовых результатов.

Для достижения финансовых целей и целей по росту капитализации Группа планирует решить ряд задач:

· Дальнейшая диверсификация бизнеса за счет активного развития новых источников доходов и повышения доли в высокомаржинальных сегментах. Построение нескольких сильных бизнес-направлений, являющихся опорными для Группы: корпоративный, инвестиционный и розничный бизнес, зарубежная сеть. Снижение концентрации бизнеса и повышение устойчивости финансовых результатов;

· Кардинальное изменение структуры доходов. Планируется значительное повышение доли комиссионных доходов в общих доходах Группы за счет улучшения продуктовой линейки и системы продаж комиссионных продуктов (в том числе продуктов инвестиционного бизнеса Группы, а также роста доли среднего и розничного бизнеса в общем портфеле;

· Максимальное использование преимущества широкого географического присутствия за пределами РФ, уникального для российского банка;

· Сокращение издержек и повышение операционной эффективности за счет автоматизации и оптимизации бизнес-процессов, ИТ-платформы и технологий;