logo
Риски в банковской деятельности и методы их минимизации

2.5 Операционный риск

Операционные риски -- риски потерь, возникающие в результате ошибок во внутренних системах, процессах, действиях персонала, либо внешних событий, таких как, например, стихийные бедствия и т.д. Операционный риск в той или иной степени несут все банки, т.к. каждый из них может столкнуться с ошибками и сбоями в работе информационных систем и персонала. Однако не во всех банках есть подразделения по управлению рисками, и уж тем более не во всех банках на сегодняшний день есть управления операционными рисками. Продченко И. А. Деньги. Кредит. Банки Часть 2. - М.: МЭИПТ, 2009. - с.85

Важнейшие виды операционных рисков связаны с нарушениями процесса ВК и управления банком. Эти нарушения могут привести к финансовым потерям, когда допускаются ошибки, либо случаи мошенничества, либо неспособности своевременно учесть изменившиеся под влиянием рыночных тенденций интересы банка, либо такого влияния на интересы банка, когда они ставятся под угрозу иным образом, например, когда дилеры, кредитные или другие работники превышают свои полномочия или исполняют свои обязанности с нарушением принятых стандартов деятельности, этических норм либо разумных пределов риска. Другие аспекты операционного риска включают существенные сбои в операционной системе, например, в случае пожара или стихийных бедствий. Тен В.В. Экономические основы стабильности банковской системы России. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - с. 129

Классификация операционных рисков.

Внутренние риски:

- риск персонала -- все риски, которые связаны с сотрудниками компании, в частности их несанкционированные действия, недостаточная компетентность, зависимость от отдельных специалистов и т.д.;

- технологический риск ~ риск, вызванный сбоями и отказами информационных систем, программ или баз данных, систем передачи информации и прочего оборудования, необходимого для деятельности компании;

- риск физического ущерба -- риск, наступающий в результате природных катастроф или трудностей при взаимодействии с клиентами;

- недостаточность внутреннего контроля.

Внешний риск -- риск, наступающий в результате злоумышленных действий сторонних организаций, физических лиц, а также в результате изменения государственной политики, законодательства и требований регулирующих органов.