22. Методы оценки и управления рисками банковских продуктов
Успешная деятельность банка в целом в значительной мере зависит от избранной стратегии управления рисками. Цель процесса управления банковскими рисками заключается в их ограничении или минимизации, поскольку полностью избегнуть рисков невозможно.
Рисками можно и нужно сознательно управлять, руководствуясь такими правилами:
все виды рисков взаимосвязанные;
уровень риска постоянно изменяется под влиянием динамического окружения;
риски, на которые натыкаются банки, непосредственно связанные с рисками их клиентов;
банкиры должны стараться избегать рисков даже больше, чем другие предприниматели, поскольку они работают не с собственными, а с чужими деньгами.
Чтобы достичь успехов в той сфере деятельности, которая характеризуется повышенной рискованностью, банкам необходимо создавать и развивать системы управления рисками. С их помощью руководство банка сможет проявить, оценить, локализовать и проконтролировать тот или другой риск.
Система управления рисками состоит из рассмотренных дальше элементов и подсистем:
управление активами и пассивами;
реализация кредитной политики;
установление нормативов и лимитов;
ценообразование продуктов и услуг;
управленческий учет и финансовый анализ;
требования к отчетности и документообороту;
организация информационно-аналитической службы;
распределение полномочий в процессе принятия решений;
мониторинг;
аудит;
служба безопасности.
Степень сложности системы оценивания риска должны отвечать степени рискованности среды, в котором работает банк. Системы следует создавать заранее, поскольку потери через их недостаток могут значительно превысить расхода на их создание и внедрение. Типичным примером такой системы есть система кредитных рейтингов, с помощью которой оценивают кредитный риск заемщиков за разными областями, видами предоставленных ссуд, направлениями кредитования, типами заемщиков (юридическое или физический лицо) и т.п.. Система кредитных рейтингов помогает руководству банка установить об(рунтовану процентную ставку, которая включает компенсацию за взятый банком риск.
Процесс управления рисками состоит из таких этапов:
1) идентификация - осознание риска, определение причин его возникновения и рискованных сфер; 2) квантификация - измерение, анализ и оценивания величины риска; 3) минимизация - снижение или ограничение рисков с помощью соответствующих методов управления; 4) мониторинг - осуществление постоянного контроля за уровнем рисков с механизмом обратной связи. Сложность практической реализации первого этапа процесса управлениярисками зависит от источника возникновения и характеристики риска. Механизм принятия управленческих решений в банковском учреждении имеет не только идентифицировать риск, а и разрешать оценить, какие риски и в какой мере может взять на себя банк, а также определять, оправдает ли ожидаемая доходность соответствующий риск. Идентификация и анализ риска на качественном уровне есть необходимой, тем не менее еще не достаточной процедурой.
Важно выявить величину того или другого риска, т.е. провести его квантификацию и эта задача решается на втором этапе управления. Количественное оценивание уровня риска - это важный этап процесса управления, который должных включать оценивание реального (фактического) риска, а также установление границ допустимого риска для отдельных банковских операций, организационных подразделов и финансового учреждения в целом. При этом следует оценить и риски освоения новых рынков, банковских продуктов и направлений деятельности.
Риск экономических решений оценивается ожидаемыми потерями, которые являются следствиями данного решения. Степень риска измеряется потерями (убытками), которые могут произойти в случае реализации этого риска, а также вероятностью, с которой эти потери могут состояться. Когда вероятность потерь высокая, а размер их малый или наоборот - убытки маловероятные, хотя и оцениваются как значительные, то риск считается невысоким (малым). Итак, методы оценки риска, которые формализуют процесс измерения и расчетов, должны определять три основные компонента риска:
размер (величина) - сумма возможных потерь;
вероятность наступления отрицательного события;
продолжительность периода влияния риска.
Вероятность наступления определенного события определяется по помощи объективных и субъективных методов.
Объективные методы определения вероятности основываются на вычислении частоты, с которой в прошлому происходило рассматриваемое событие. Это методы теории вероятностей, экономической статистики, теории игр и другие математические методы.
Субъективные методы опираются на использование оценок и критериев, сформированных на основании предположений, собственных соображений и опыта менеджера, оценок экспертов, суждений консультантов, советов консалтинговой фирмы и т.п.. Субъективные методы применяются тогда, когда риски не подвергаются количественному измерению — квантификации. Для оценки величины финансовых рисков банка в основном используются три группы показателей:
статистические величины (стандартное отклонение, вариация, дисперсия, коэффициент бета);
косвенные показатели рискованности деятельности, вычисленные, как правило, в форме финансовых коэффициентов по данным публичной отчетности;
аналитические показатели (индикаторы), предназначенные для оценки конкретного вида риска (валютного, процентного, кредитного, инвестиционного, несбалансированной ликвидности и т.п.) в процессе внутреннего анализа деятельности банка
- Банковский продукт: понятие и особенности. Преимущества продуктового подхода в управлении банком
- 7. Качество банковского продукта, его оценка
- 13.Понятие устойчивого партнерство банка с клиентом: условия существования, виды, преимущества.
- 14. Качество услуги, удовлетворённость и лояльность потребителя: содержание и соотношение понятий
- 15. Организация обслуживания vip клиентов.
- 18.Оценка эффективности банковских продуктов.
- 19. Ликвидность активов банка: понятие и способы измерения. Фактор ликвидности при управлении банковскими продуктами.
- 21. Продуктовые риски: сущность, значение и виды
- 22. Методы оценки и управления рисками банковских продуктов
- 23. Банковские рейтинги, их содержание и значение.
- 24. Оптимизация основных характеристик банковских продуктов. Иммунизация фиксированных денежных потоков. Хеджирование.
- 25. Определение целевого сегмента и каналов доставки банковского продукта
- 26. Методы стимулирования сбыта банковских продуктов
- 27. Понятие и инструменты финансового инжиниринга в коммерческом банке
- 28. Реинжиниринг бизнес-процессов в коммерческом банке в целях повышения качества банковских продуктов
- 29. Развитие методов оценки кредитного риска в коммерческом банке. Разработка систем оценки кредитного риска.
- 30. Кредитные деривативы: понятие, значение, виды.