logo
Развитие андеррайтинга в Российской Федерации

3.1 Проблемы развития андеррайтинга

На рынке продолжается сокращение числа операторов. В Едином государственном реестре субъектов страхового дела на 30.06.2010 было зарегистрировано 685 страховых организаций. Из них 8 не проводили страховые операции и 17 не предоставили отчет о своей деятельности. Годом ранее на рынке работали 743 компаний, т.е. общее количество страховщиков сократилось на 83 компании, что составляет 13% от общего количества работающих страховых организаций. Динамика общего количества страховых компаний на рынке представлена на следующем графике. Количество компаний, которые находятся на страховом рынке, но не собирают страховых премий (их сборы равны нулю) сохраняется на прежнем уровне. В 1 полугодии 2010 и 2009 гг. насчитывалось 39 таких компаний.

Рис. 3. Динамика количества страховых компаний на рынке в 2005-2010 гг.

Табл.1. Динамика российского страхового рынка в 2009-2010 гг.

Виды страхования и страховой деятельности

Показатели страховой деятельности

1 полугодие 2009г.

1 полугодие 1010г.

Прирост

Имущественное страхование

Премии, млрд. р.

137,4

135,6

-1,3%

Выплаты, млрд. р.

72,2

68,4

-5,3%

Страхование ответственности

Премии, млрд. р.

12,8

14,1

10,3%

Выплаты, млрд. р.

1,3

1,29

-3,7%

Страхование предпринимательских рисков

Премии, млрд. р.

3

3,37

12,8%

Выплаты, млрд. р.

0,5

1,18

152,1%

ОСАГО

Премии, млрд. р.

39,9

43,5

9,1%

Выплаты, млрд. р.

23,6

26,1

10,6%

Из приведённой статистики можно сделать вывод о том, что андеррайтинг в страховых компаниях так же отстаёт от их европейских коллег. Количество страховых компаний неуклонно уменьшает, связи с процессом централизации страховых компаний. Большие компании, наученные горьким опытом рынка страховании России, развивают процесс андеррайтинга в страховых компаниях. Что касается малых страховых предприятий, то они не только не развивает андеррайтинг в своей деятельности, но и наоборот - предпринимают меры, которые приводят к его деградации в рамках этих компаний. 21. http://www.raexpert.ru/ - рейтинговое агентство

В последнее время, многие страховые компании повинуясь антикризисной парадигме по снижению уровня затрат, сокращали штаты, увольняли некоторых специалистов: маркетологов, методологов, актуариев, андеррайтеров. Насколько эти решения были обоснованы, покажет будущее - удастся ли этим компаниям за счет таких принятых мер выжить.

Однако, истинной причиной увольнения этой категории специалистов страховой сферы большинство аналитиков считает незнание и неумение и увольняемого и увольняющего доказать свою незаменимость ценность, т.е. проанализировать и сравнить две альтернативы полезности и экономической эффективности работы и увольнения специалиста.

Если же хотя бы одна из сторон будет владеть необходимым инструментарием оценки эффективности труда, то он сможет убедить руководителя не увольнять, так как экономический эффект от работы намного выше ее не выполнения или не качественного выполнения каким-то другим работником по совместительству например с продажами страховых услуг.

Существенной предпосылкой для увольнения андеррайтеров - отношение к ним как к пассиву, т.е. дополнительной финансовой нагрузке. Однако такое отношение обусловлено может быть обусловлено либо небольшим размером компании, либо обще функциональным этапом развития управления, когда есть два существенных момента платежи и выплаты, все остальное не играет существенной роли. В некоторых случаях такой подход объясняется кептивным характером, или некомпетентностью руководителя страховщика. Таким образом, если взять системный подход в управлении, то любое решение принимается на основе анализа влияния его последствий на величину капитала собственника. Андеррайтинговая деятельность непосредственно связана с изменениями капитала собственника, но о механизмах или инструментах оценки эффективности труда и экономических последствий управленческого решения бывает не андеррайтер, ни директор, ни собственник хоть интуитивно чувствуют, но логически доказать на цифрах не могут, так как не владеют специальным инструментарием.

Ещё одна из главных проблем страхового андеррайтинга в России состоит в том, что руководство компаний (обычно маленьких) перекладывает эту важную и тяжёлую роль на простых страховых агентов, компетенция которых не только не дотягивает до профессионального андеррайтера, но и вообще до профессионального страхового агента. Эти же страховые компании не только не хотят изменять эту проблему, но и ещё усугубляют её. Заработная плата страховым агентам в большинстве компаний не фиксирована, она исчисляется как процент от заключенных договоров страхования, т. е. сколько наработал, столько и получил. Это в свою очередь приводит к неправильной мотивации персонала. Такая мотивация заключается в следующем: заключить побольше договоров страхования, не обращая особого внимания на их качество, а в случае наступления страхового случая минимизировать страховые выплаты или вообще их исключить. В таких условиях о развитии андеррайтинга не может и идти речи.