logo
Проблема формирования курса рубля в условиях кризиса

2.2 Влияние валютного курса на внешнюю торговлю

Валютные курсы оказывают значительное воздействие на внешнюю торговлю разных государств, выступая инструментом взаимосвязи между стоимостными показателями государственного и мирового рынка, воздействуя на ценовые соотношения экспорта и импорта и вызывая перемена внутриэкономической ситуации, а кроме того изменяя поведение компаний, трудящихся на вывоз либо конкурирующих с импортом.

Используя валютный курс; бизнесмен сопоставляет свои расходы производства с ценами всемирного рынка. Это дает возможность выявить результат внешнеэкономических операций отдельных компаний и страны в целом. На базе курсового соотношения денежных единиц, с учетом удельного веса этой страны в мировой торговле рассчитывается эффективный валютный курс. Валютный курс оказывает определенное воздействие на соотношение экспортных и импортных цен, конкурентоспособность компаний, доход компаний [19].

Резкие колебания валютного курса увеличивают нестабильность международных финансовых, в том числе валютно-кредитных и экономических, взаимоотношений, вызывают отрицательные общественно-финансовые результаты, утраты одних и выигрыши других государств.

В целом обесценение государственной денежной единицы предоставляет возможность экспортерам данной страны понизить цены на собственную продукцию в иностранной денежной единице. Экспортеры повышают свои доходы посредством массового вывоза продуктов. Но одновременно снижение курса государственной денежной единицы удорожает импорт, так как для получения этой же суммы в своей денежной единице иностранные экспортеры должны увеличить цены, что стимулирует рост стоимости в государстве, снижение ввоза продуктов и потребления либо развитие государственного производства продуктов вместо импортных. Сокращение валютного курса сокращает реальную задолженность в государственной валюте, повышает тяжесть внешних долгов, выраженных в иностранной денежной единице. Невыгодным становится экспорт прибылей, процентов, дивидендов, получаемых иностранными инвесторами в денежной единице стран пребывания. Данные доходы реинвестируются либо применяются с целью покупки продуктов согласно внутренним ценам и дальнейшего их вывоза.

При увеличении курса денежной единицы внутренние цены становятся менее конкурентоспособными, эффективность вывоза падает, что может послужить причиной к уменьшению экспортных отраслей и государственного производства в целом. Ввоз, напротив, расширяется. Стимулируется приток в государство зарубежных и государственных капиталов, возрастает экспорт прибылей по заграничным капиталовложениям. Снижается реальная совокупность внешнего долга, выраженного в обесценившейся иностранной денежной единице.

Многие государства манипулируют валютными курсами с целью решения своих задач, равно как в области финансового развития, так и в сфере охраны от валютного риска. Манипулирование включает в себя полный ряд событий - от искусственного занижения либо, напротив, завышения курсов государственных денежных единиц, применения тарифов и лицензий вплоть до механизма интервенций.

Завышенный курс государственной денежной единицы -- это официальный курс, установленный на уровне выше паритетного курса. В свою очередь, заниженный валютный курс - это официальный курс, установленный ниже паритетного [2].

Разрыв внешнего и внутреннего обесценения денежной единицы, т.е. динамики его направления и покупательной возможности, имеет существенное значение для внешней торговли. В случае если внутреннее инфляционное обесценение наличных средств опережает сокращение курса денежной единицы, в таком случае при иных равных обстоятельствах поощряется импорт товаров в целях их реализации на внутреннем рынке согласно высоким расценкам. В случае если внешнее обесценение денежной единицы обгоняет внутреннее, вызываемое инфляцией, то возникают условия для денежного демпинга -- массового вывоза продуктов согласно ценам ниже среднемировых, связанного с отставанием падения покупательной способности наличных средств от снижения их валютного курса, в целях вытеснения соперников на внешних рынках.