logo
Оценка эффективности управления кредитным портфелем банка

1.3 Информационное и организационное обеспечение управления кредитным портфелем банка

Организация управления кредитным портфелем банка предусматривает определение организационных структур и персоналий, ответственных за управление кредитным портфелем, их обязанности, полномочия, ответственность, должностные инструкции и т.д. Как правило, организация управления кредитным портфелем банка включает следующее [56. С. 311]:

- распределение обязанностей и полномочий между соответствующими подразделениями банка, которые в той или иной степени участвуют в кредитном процессе;

- порядок авторизации кредитования;

- обеспечения определенных требований к составлению необходимых отчетных материалов и оформление документации;

- порядок документооборота при осуществлении кредитного процесса;

- информационное обеспечение;

- техническое обеспечение кредитного процесса.

Структурная организация кредитного процесса обычно включает в себя следующие отделы и подразделения банка: управление активно - пассивных операций, кредитный департамент, кредитные отделы (специализируются по направлениям кредитования), экономический (аналитический) отдел. Кроме того, в кредитном процессе активное участие принимают юридический, информационный отделы, отдел бюджетирования, отдел контроля ликвидности, а также служба безопасности банка.

Руководители или ведущие специалисты указанных отделов и подразделений входящих в состав Кредитного комитета банка, который вместе с Правлением банка решает основные текущие задачи кредитного процесса.

Принятый в банке порядок авторизации кредитов и конкретная организационно - техническая структура кредитных и связанных с ними подразделений банка должен быть зафиксирован в Кредитной политике банка [35, С. 20]. Принимая во внимание всю значимость и необходимость формирования кредитного портфеля, для успешного и конкурентоспособного функционирования банка, является важным создание и включение в кредитную работу банка управления по работе с потенциальными заемщиками или маркетингового управления, в обязанности которого входит активное управление потенциальным кредитным портфелем банка в координации с другими подразделениями банка.

Особое значение на данном этапе управление кредитным портфелем следует предоставлять организации документооборота в процессе кредитования, поскольку от хорошо отработанной и четко работающей схемы оформления, доставки и хранения соответствующей документации и информации во многом зависит успешность всех других этапов организации управления кредитным портфелем банка.

Документально оформляются Положения о соответствующих структурных подразделения, реализующие те или иные функции в рамках кредитной деятельности. В них закрепляются стандарты и инструкции. Содержание и структура стандартов кредитования различны для разных банков, но, как правило, в документах такого рода должны присутствовать конкретно детализированное описание системы кредитных полномочий, принятой в банке. Стандартом кредитования является документ, которым руководствуются все работники, осуществляющие данный вид деятельности в банке. С целью стандартизации документооборота во всем банке в стандарты кредитования могут входить образцы документов. В кредитных инструкциях, соответствуют определенным кредитным процедурам, схематически описывается последовательность взаимосвязанных шагов с указанием ответственных исполнителей и их полномочий [41, С. 81].

Все основные Положение по организации кредитной работы непосредственно доносятся до конкретных исполнителей.

В соответствии с Положением о кредитном комитете, основными полномочиями и обязанностями кредитного комитета являются:

- контроль за уплатой процентов и возвратом кредитов;

- соблюдение участниками кредитных отношений требований законодательства;

- инициирования перед наблюдательным советом установления и изменения размера платы (процентов) за пользование кредитами;

- организация мероприятий по взысканию просроченных кредитов;

- участие в планировании дополнительного привлечения средств;

- представления в наблюдательный совет информации о состоянии кредитования, качества кредитного портфеля, списания безнадежных кредитов;

- отчетности перед наблюдательным советом и общим собранием.

Важным источником информационного обеспечения банка является его финансовая отчетность. Кроме стандартной отчетности, существует специфическая отчетность, касается кредитной деятельности банка и формирование его кредитного портфеля.

Задолженность по кредитам во всех указанных формах отчетности включает: основной долг, пролонгированную, просроченную и сомнительную задолженности.

Характерным признаком форм отчетности об остатках задолженности по кредитам является их мультивалютность.

Особое внимание должно уделяться организации работы по ведению картотеки кредитной информации, которая является внутренней, хронологической и всеобъемлющей регистрацией взаимоотношений банка с клиентами.

Проводится обучение персонала банка практическому использованию инструментов управления качеством кредитного портфеля (кредитный анализ, структурирование кредита, мониторинг, контроль качества кредитного портфеля, создание резервов на покрытие возможных потерь, диверсификация, работа с проблемными кредитами, регулирования и корректировки, создания потенциального кредитного портфеля), отрабатываются все процедуры кредитной деятельности, организуется работы по классификации ссуд по группам риска, реализации процедур оценки качества кредитного портфеля на основе финансовых коэффициентов и сегментации кредитного портфеля и т.д., закрепляются ответственные лица за осуществление проведения мероприятий по изменению структуры кредитного портфеля и улучшения его качества и т.д.

Организация управления кредитным портфелем банка должна отражать взаимосвязанные изменение целей, задач, структуры и функций управленческой системы [7, С. 143]. Такой подход при управлении кредитным портфелем устанавливает взаимодействие между соответствующими структурными подразделениями и выполняемыми ими функциями, т.е. сопоставляет структурный механизм и функциональный, указывая на необходимость совершенствования структуры управления в связи с появлением новых или изменением существующих функций управления кредитным портфелем банка.

Во всех банках созданы органы или уровне управления кредитным портфелем в рамках управления кредитным процессом (Совет, Правление банка, Кредитный комитет, а также уровень среднего и низшего управленческого звена с соответствующими правами). В основной массе банков организация кредитования и принятия решений, связанных с выдачей кредитов осуществляется Кредитным комитетом банка, деятельность которого регламентируется и контролируется Правлением банка. В некоторых банках функции кредитного комитета может выполнять Правления банка.

Кредитный комитет является коллегиальным органом для решения вопросов, определяют:

- кредитную политику, которой руководствуется банк;

- задачи и приоритеты кредитной деятельности банка;

- средства и методы их реализации;

- принципы, процедуры и порядок организации кредитной работы банка в соответствии с общей стратегией деятельности, принятой Советом банка.

Кредитные комитеты могут создаваться как в главных банках, так и в филиалах.

Организация управления кредитным портфелем в мелких банках имеет упрощенную структуру. Положения и инструкции, регулирующие этот процесс, как правило, универсальные для любых способов кредитования и ориентированные на разные категории клиентов, различных форм собственности и различной отраслевой направленности. В более крупных банках регламент по организации кредитного процесса может предусматривать разработку отдельных положений по кредитованию крупных инвестиционных проектов, строительных проектов, предоставления кредитов отдельным категориям заемщиков, в частности, юридическим, физическим лицам, банкам, а также положение о кредитовании отдельных объектов и прочее, в том числе в рамках различных программ (например, с участием иностранных банков, или в рамках программы ЕБРР по поддержке малого предпринимательства).

Решение о предоставлении кредитов заемщикам, независимо от запрашиваемого размера кредита, принимается коллегиально (Правлением банка, Кредитным комитетом, Комиссией и т.п.) большинством голосов и оформляется протоколом.

Организация кредитного процесса более упрощенная в мелких банках, не имеют разветвленной филиальной сети. Обычно в организационную структуру кредитного процесса таких банков входят отдел активно - пассивных операций, кредитный отдел, юридический отдел, служба экономической безопасности, отдел планирования и анализа, которые в пределах своей компетенции, дают заключение о целесообразности выдачи кредита, с учетом наличия источников для кредитования, на рассмотрение уполномоченному органу управления (Кредитному комитету, или Правлению банка) для принятия решения о выдаче кредита. Предоставление кредитов в филиалах таких банков проводится при наличии свободных ресурсов и соответствии с правилами и порядке, установленных в целом в банке.

В средних банках, имеющих филиальную сеть, организационная структура управления кредитным портфелем представлена ??примерно аналогичными подразделениями, но созданием в филиалах собственного кредитного комитета (Кредитного комитета филиала). Согласно кредитной политики этих банков, все кредиты, выданные филиалами, должны быть предварительно рассмотрены и одобрены кредитным комитетом филиала, а затем только выноситься на рассмотрение для принятия окончательного решения в Кредитный комитет банка. В подобных банках сотрудники кредитного отдела ответственные за поиск потенциальных заемщиков, оформление и выдача кредитов, ведение кредитных досье, организация погашения кредитов, подготовка распоряжений операционному отдела по выдаче и погашению кредитов, проведение системного анализа финансового положения заемщика в динамике, представления отчетности о состоянии кредитов и погашение процентов по ним, контроль за состоянием ценностей, принятых в залог, проведение мероприятий по взысканию просроченных кредитов и процентов.

В некоторых банках подобного же уровня анализ финансового состояния заемщиков осуществляет отдел экономической безопасности, с обязательным предоставлением этой информации кредитному подразделению [28 С. 11]. При таком типе организации кредитного процесса кредитные комитеты филиалов наделены лишь номинальными полномочиями, не имея права принимать решения о выдаче кредитов.

В крупных банках с весьма разветвленной филиальной сетью организационная структура кредитного процесса представлена ??большей совокупности подразделений, участвующих в выполнении операций по кредитованию.

Таким образом, за счет эффективной организации процесса управления кредитным портфелем является возможность к сокращению расходов, а значит к увеличению доходов банка. Для персонала банка эффективная организация процесса управления свидетельствует о гарантии занятости и роста по службе, а для клиента банка - уверенность и знание того, что можно ожидать от данного банка. Но, несмотря на это, в современных экономических условиях организационная структура управления кредитным портфелем должна быть гибкой и реагировать на различные изменения и события. Поэтому кредитная политика любого банка регулярно, как правило раз в год, подвергается изменениям и дополнениям, вслед за чем может меняться и организация и информационное обеспечение управления кредитным портфелем банка.

Совокупность мероприятий по регулированию экономических отношений посредством управления процентными ставками называется процентной политикой. Процентная политика коммерческих банков направлена на максимизацию чистого процентного дохода от банковских операций, страхование кредитного риска и управление ликвидностью баланса банка.

При помощи процентной политики банк решает следующие задачи:

ставит цели, на реализацию которых направлено проведение процентной политики;

устанавливает максимальные и минимальные процентные ставки по банковским операциям, а также основные принципы и критерии их дифференциации, дает определение штрафных и льготных процентных ставок;

устанавливает инструментарий, применяемый для ограничения процентного риска.

Дифференциация процентных ставок определяется прежде всего уровнем риска кредитной сделки и зависит от категории качества кредита, наличия обеспечения и срока кредитования. От категории качества кредита зависит степень риска, присущего кредиту. В настоящее время ссудный портфель банка подразделяется на пять категорий качества в зависимости от финансового положения заемщика и качества обслуживания им долга. С учетом такого деления происходит и дифференциация процентных ставок по категории качества при предоставлении кредита. Например, процентной политикой банка может быть определено, что кредиты 1 категории качества предоставляются по ставкам не ниже ставки рефинансирования, ставки по кредитам 2 категории качества возрастают на 1 процентный пункт.

Для участников кредитных операций большое значение имеет влияние на уровень ставки процента рыночных сил и государственного регулирования. Государство корректирует уровень ставки процента в первую очередь из-за того, чтобы обеспечить приоритетное развитие отдельных отраслей экономики. Например, льготные условия кредитования экспортных отраслей наряду с налоговыми льготами позволяют компенсировать отставание национальных компаний от иностранных конкурентов на внешнем рынке и тем самым сокращать дефицит торгового баланса. Другая цель регулирования ставок процента заключается в создании одинаковых условий для участников национальной кредитной системы.

Важным фактором, определяющим стоимость привлекаемых и размещаемых на кредитном рынке ресурсов, является процентная политика центрального банка. Большинство центральных банков проводят свою денежно-кредитную политику на основе регулирования процентных ставок, т.е. определяет цену денег в экономике.

Устанавливаемая центральным банком ставка платы за ресурсы наряду с нормой обязательного резервов и условиями выпуска и обращения государственных ценных бумаг постепенно является эффективным средством управления коммерческими банками. Не прибегая к прямому регулированию процентной политики последних, центральный банк определяет единство процентной политики в масштабах хозяйства, стимулируя повышение или понижение процентных ставок. В большинстве стран к числу официальных ставок, с помощью которых осуществляется регулирование денежного и кредитного рынков в стране, относится учетная ставка или ставка рефинансирования. Этот показатель у всех на слуху, мы часто слышим о нем из новостей СМИ о кредитно-денежной политике; бухгалтеры и налоговики применяют его при расчете штрафов и пеней.

Учетный процент - это официальная ставка кредитования коммерческих банков со стороны центрального банка. Учетный процент является одним из основных инструментов, с помощью которого центральные банки разных стран регулируют объемы денежной массы в обращении, темпы инфляции, состояние платежного баланса и валютный курс. Рефинансирование коммерческих банков может проводиться либо путем прямого краткосрочного кредитования, либо посредством переучета коммерческих векселей. Понижение официальной процентной ставки приводит к удешевлению кредитных ресурсов и увеличению предложения на рынке, напротив, ее повышение - к сжатию денежной масс, замедлению темпов инфляции, но в тоже время - к сокращению объема инвестиций. Изменение ставки рефинансирования сигнализирует об изменениях в денежно-кредитной политике Центробанка в зависимости от уровня инфляции. Политика воздействия на денежную массу путем регулирования этих ставок получила название учетной (или дисконтной) политики. Основным объектом, на который воздействует процентная политика центрального банка, во всех развитых странах являются краткосрочные кредиты. Однако посредством регулирования учетной ставки центральные банки воздействуют не только на состояние денежного, но и финансового рынка. Так рост учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что в свою очередь влияет на уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложение.

Несоответствие рекламируемых и реальных ставок по потребительским кредитам подтолкнуло Федеральную антимонопольную службу разработать совместно с Центральным банком рекомендации для банков, касающиеся предоставления информации по потребительским кредитам

Теперь Центральный банк следит за тем, чтобы банки давали потребителям достоверную и полную информацию об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита, в частности о расходах должника, состоящих из годовых процентов и дополнительных расходов, включающих в себя все виды платежей кредитной организации и третьим лицам (например, страховым организациям, оценщикам и почтовым службам), и т.д.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы управления кредитным портфелем банка можно сделать следующие выводы.

Понятие «кредитный портфель» в представленных авторов имеют схожие и отличительные черты, что дает возможность их группировки. Первая группа считает, что банковский кредитный портфель содержит исключительно займы или кредитные активы. Вторая группа трактует кредитный портфель, как классифицированную совокупность требований и как критерий классификации выделяют степень кредитного риска. Все представленные трактовки объединяет определение портфеля как совокупности, но основное отличие заключается в оценке природы совокупности.

Кредитный портфель - это совокупность различных кредитных инструментов (различных видов займов). Формирование кредитного портфеля является важным аспектом эффективной деятельности коммерческого банка. Для этого должна быть выработана соответствующая система эффективных методов управления кредитным портфелем банка. Особое внимание следует уделять методам, которые позволяют снизить вероятность реализации кредитного риска портфеля банка.

За счет эффективной организации процесса управления кредитным портфелем представляется возможность в сокращение расходов, а значит к увеличению доходов банка. Для персонала банка эффективная организация процесса управления свидетельствует о гарантии занятости и роста по службе, а для клиента банка - уверенность и знания того, что можно ожидать от данного банка. Но несмотря на это, в современных экономических условиях организационная структура управления кредитным портфелем должна быть гибкой и реагировать на различные изменения и события. Поэтому, кредитная политика любого банка регулярно, как правило раз в год, подвергается изменениям и дополнениям, вслед за чем может меняться и организация и информационное обеспечения управления кредитным портфелем банка.

кредитный портфель потребительский риск