1.2 Международный опыт применения стресс-тестирования в банковских секторах различных стран
Начало проведения стресс-тестов, проводимых Центральным Банком России, было положено в 2003 году благодаря его участию в совместной программе МВФ и Всемирного банка по оценке финансового сектора России. Итогом совместной деятельности стал отчет об оценке финансовой стабильности РФ [10]. Этим ЦБ не ограничился. С 2004 года Банк России на регулярной основе проводит агрегированное стресс-тестирование банковской системы РФ на кредитный риск, рыночный риск и риск ликвидности. Изначально не все банки включались в рассмотрение, а лишь первые 200 по величине активов. Охват всех банков в стресс-тестировании датируется 2007 годом.
Что касается периодичности, до 2006 г. стресс-тестирование проводилось раз в год, начиная с 2006 г. - раз в полгода, с октября 2008 г. - ежеквартально, а в течение 2009 г. - практически на ежемесячной основе [3]. После стабилизации экономики страны в 2010 году, ЦБ вновь установил полугодовой период стресс-тестирования.
Как отмечалось выше, существуют два подхода к агрегированному стресс-тестированию: «top-down» («сверху-вниз») и «bottom-up» («снизу-вверх»). Принцип каждого из них отражен на рис. 2. Первый подход предполагает разработку единой методики стресс-тестирования ЦБ и ее применение к каждому банку в стране в отдельности без учета его особенностей. Затем полученные результаты теста по каждому банку в отдельности суммируются и получаются потери по банковскому сектору от реализации стресс-сценария. Второй подход работает наоборот. ЦБ спускает на уровень коммерческих банков стресс-сценарии. После этого, по разработанной каждым банком своей методике стресс-тестирования, учитывающей специфику деятельности банка на рынке, проводится оценка потерь от реализации стресс-сценария. Затем результаты тестирования передаются ЦБ и определяется уровень потерь банковского сектора в целом.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Рис. 2. Принцип агрегированного стресс-тестирования
Банк России проводит «top-down» агрегированный стресс-тест не смотря на то, что в практике передовых стран используется подход «bottom-up». Причина тому отчасти кроется в том, что подход «bottom-up» больше подходит для стран с небольшим числом банков, поскольку анализ и проверка результатов стресс-теста будут проблематичны, когда количество банков исчисляется сотнями и даже тысячами. Однако при очень большом количестве банков непринятие во внимание индивидуальных особенностей каждого из них ведет к несостоятельности оценки потерь методом «top-down» и используется методика «bottom-up» (например США).
Согласно [6], в основу стресс-теста ЦБ ложатся следующие макропоказатели: падение ВВП, рост ИПЦ, снижение инвестиций в основной капитал, падение реальных доходов населения, рост ставок по государственным и корпоративным ценным бумагам и девальвация национальной валюты. На основе динамики этих показателей формируются два сценария: пессимистичный и экстремальный. Затем происходит оценка потерь по направлениям кредитный риск, рыночный риск и риск ликвидности и исчисляется вероятное снижения уровня достаточности капитала. В дополнение к макро стресс-тестированию, существует оценка риска заражения на МБК или «эффект домино» на период времени в один год. Суть заключается в том, что по результатам базовой модели стресс-тестирования определяются вероятные банки-банкроты или банки, находящиеся в техническом дефолте. Затем определяются банки-кредиторы таких кредитных организаций и происходит перерасчет капитала и уровня ликвидности банков-кредиторов при условии неисполнения перед ними обязательств банков-заемщиков. Если банки-кредиторы не выдерживают стресс-тест, то у них ищут кредиторов и проделывают с ними то же самое. Эта цепочка выстраивается до тех пор, пока не останется ни одного «нездорового» банка. Также в [6] выделяется методика стресс-теста, основанная на применении анализа чувствительности. В рамках данного направления проверяется возможность банков покрывать возможный отток средств клиентов, вызванный ростом нестабильности в ситуации кризиса. За стрессовый сценарий объемов месячных оттоков принимаются значения данного показателя в период кризиса 2008 года. Покрытие оттока осуществляется главным образом денежными средствами и прочими ликвидными активами с дисконтом от 5 до 30% в зависимости от степени ликвидности актива. Считается, что банк находится в техническом дефолте, если сценарный отток средств больше совокупной стоимости ликвидный активов.
Также стоит отметить тот факт, что помимо стресс-тестирования банковской системы в целом, проводимым ЦБ, коммерческие банки осуществляют внутреннее стресс-тестирование. Согласно [8], коммерческие банки «должны самостоятельно разрабатывать модели проведения стресс-тестов», которые учитывают индивидуальный профиль риска банка.
Иного подхода к стресс-тестированию придерживаются страны ЕС и США. Стресс-тестирование в США приобрело глобальный масштаб начиная с февраля 2009 года с запуском наблюдательной программы оценки капитала - Security Capital Assessment Program - или SCAP 2009. Программа изначально применялась к 19 крупнейшим банкам штатов, среди которых были JP Morgan Chase & Co., Bank of America Corporation, Morgan Stanley и другие. Внедрение SCAP в практику тестирования капитала обусловлено финансовым кризисом 2008 года. Целью было протестировать способность банков, участвующих в данной программе, противостоять продолжительному ухудшению экономической обстановки. Программа включала 2 сценария: базовый и неблагоприятный. Второй предполагал падение ВВП на протяжении двух лет на фоне роста безработицы в условиях кризиса 2008 года применительно к торговым портфелям [22].
Успешное применение SCAP привело к его трансформации в две новые различные надзорные программы, существующие в штатах поныне. Первая - стресс-тестирование, в основу которого лег закон Додда-Френка - Dodd-Frank Act Stress Testing или DFAST. Принята в июле 2010 года и устанавливает три сценария: базовый, неблагоприятный и крайне негативный. Тестирует капитал крупнейших банков из группы SCAP и других с активами не менее $50 миллиардов. Для этой цели надзорный орган в лице ФРС очерчивает сценарии динамики финансовых и экономических показателей и доводит их до уровня отдельных банков, которые оценивают самостоятельно свои потери. Прогнозируемые потери затем используются в качестве входящего показателя в следующей программе. Вторая - комплексный анализ капитала - Comprehensive Capital Analysis and Review или CCAR. Запущена в 2011 году. Уделяет большее значение планированию капитала и особенностям стратегии риск-менеджмента внутри банка. DFAST и CCAR две параллельно работающие программы.
Что касается стресс-тестирования в ЕС, оно проводится ЕЦБ в рамках системы единого надзорного механизма под руководством совета по надзору [9]. Тип стресс-теста - сценарный анализ. В его основу ложатся базовый и неблагоприятный сценарии, основывающиеся на макроэкономическом прогнозе показателей развития экономики: доходность облигаций и качество кредитного портфеля. Банки самостоятельно на основе сценариев оценивают стресс-устойчивость в отношении рисков. Затем результаты направляются в надзорный орган, проверяются на ошибки и соответствие требованиям ЕЦБ. После процедуры верификации происходит объединение результатов стресс-тестов по отдельным банкам воедино в централизованном порядке.
Основные различия в подходах к стресс-тестированию между США, ЕС и РФ по методологии, периодичности, виду и цели проведения представлены в табл. 2 [7].
Таблица 2
Сравнение стресс-тестирования США, ЕС, РФ
США |
ЕС |
РФ |
||
Орган, отвечающий за стресс-тестирование |
Федеральная Резервная Система |
Европейская банковская организация |
Центральный Банк |
|
Периодичность |
Не регламентировано |
Ежегодно |
Каждые полгода |
|
Подход к реализации |
Банки проводят тестирование сами по сценариям ФРС «bottom-up» |
Банки проводят тестирование сами по сценариям ЕЦБ «bottom-up» |
ЦБ самостоятельно проводит тестирование «top-down» |
|
Вид стресс-тестирования |
Сценарный анализ |
Сценарный анализ |
Анализ чувствительности, сценарный анализ |
|
Цели тестирования |
Создание инструкций для банков, носящих обязательный характер |
Создание инструкций для банков, носящих обязательный характер |
Создание инструкций для банков, носящих рекомендательный характер |
- Введение
- 1.1 Ключевые понятия и виды стресс-тестирования финансовых рисков
- 1.2 Международный опыт применения стресс-тестирования в банковских секторах различных стран
- Глава 2. Существующие модели оценки кредитного риска и их основные характеристики
- · Модели, оцененные на макроэкономических и агрегированных по банковскому сектору данных.
- 2.2 Модели, основанные на макроэкономических и агрегированных по банковскому сектору данных
- 2.3 Факторы кредитного риска и показатели качества кредитного портфеля
- Глава 3. Регрессионный анализ влияния внутренних и внешних факторов на качество кредитного портфеля банка
- Оценка качества кредитного портфеля банка.
- Кредитный портфель банка, его состав, принципы формирования, показатели качества, управление кредитным портфелем
- Анализ кредитного портфеля банка
- 7.3 Управление кредитным портфелем. Оценка качества кредитного портфеля
- Анализ и оценка качества кредитного портфеля банка
- 17. Анализ, оценка и планирование кредитного портфеля банка
- 2 Кредитный портфель банка, его виды и методика исчисления.
- 38. Оценка кредитного риска портфеля банка.