logo
Организация деятельности банка

3 Денежное обращение: кассовые обороты, предельные остатки денежной наличности в операционной кассе, организация контроля за денежным обращением. Система платежей и расчетов. Порядок открытия расчетных счетов клиентам банка. Порядок проведения расчетных операций по корреспондентским счетам банка. О

Кассовые обороты - это обороты наличных денег, поступающие в кассы банков и расходующиеся из них. Основная цель прогнозирования кассовых оборотов - определение потребности в наличных деньгах по учреждениям банков.

РКЦ контролируют кассовую работу банков и налично-денежный оборот страны. Каждому КБ РКЦ устанавливает предельные остатки денежной наличности в операционных кассах и контролирует их соблюдение, проверяет достоверность отчетности банка о кассовых оборотах. Остаток денежных средств в операционной кассе банка лимитируется. Размер лимита операционной кассы устанавливается исходя из объема оборота наличных денег, проходящих через кассу банка, графика поступления денежной наличности от клиентов, порядка ее обработки и других особенностей налично-денежного оборота банка.

Срок сдачи наличных денежных средств в банк:

1) Ежедневно - сумма лимита кассы в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы утром.

2) На следующий день (отсутствие вечерней инкассации) - сумма лимита кассы при этом в пределах среднедневной выручки наличными деньгами.

3) Один раз в неделю (где нет учреждений банков) - сумма лимита кассы при этом в зависимости, от установленных сроков сдачи суммы денежной выручки.

Территориальные учреждения Банка России осуществляют контроль за работой учреждений банков по наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

В этих целях территориальные учреждения Банка России и расчетно-кассовые центры проводят проверки в кредитных организациях применительно к рекомендациям, изложенным ниже.

Цель: проверить работу кредитных организаций по организации наличного денежного оборота, соблюдению порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью предприятиями, выполнению кредитными организациями требований нормативных актов Банка России по этим вопросам.

Проверки кредитных организаций проводятся специалистами (работниками) отделов (управлений) денежного обращения или по их поручению специалистами расчетно - кассовых центров как в составе комплексных групп, так и самостоятельно, на основании квартальных планов, утверждаемых руководителями учреждений Банка России.

В ходе проверок рассматривается:

1. Ведение учета предприятий, имеющих денежную выручку.

2. Порядок осуществления контроля за своевременностью и полнотой сдачи предприятиями наличных денежных средств в кассу кредитной организации.

3. Организация работы по установлению лимитов остатка наличных денег в кассах предприятий; сложившаяся практика согласования и доведения лимитов остатка кассы предприятиям; достаточность принимаемых мер по установлению лимитов остатка кассы всему кругу обслуживаемых предприятий.

4. Сложившаяся практика согласования и оформления разрешений на право расходования предприятиями поступающей в их кассы выручки. Организация контроля за соблюдением согласованных с кредитными организациями условий расходования поступающих в кассу предприятий денежных средств, особенно предприятий, имеющих задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

5. Практика составления календаря и ведомости учета выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (формы 0408021, 0408022, 0408023, 0408024).

6. Организация прогнозирования наличного денежного оборота. Порядок составления прогнозных расчетов ожидаемых поступлений в кассу кредитной организации наличных денег и выдач наличных денег, представления их в РКЦ.

7. Соблюдение кредитной организацией установленного порядка составления и представления отчетности о кассовых оборотах, достоверность отражения данных в пятидневной и месячной отчетности; ведение ежедневного учета кассовых оборотов по ведомости формы N 744.

8. Организации проверок соблюдения предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии с рекомендациями Банка России, качество оформления материалов и заполнения справок по результатам проверок по форме 0408026, порядок их рассмотрения руководителем кредитной организации; принимаемые кредитной организацией меры по результатам проверок. Организация последующего контроля за выполнением предприятиями требований кредитной организации по устранению недостатков в ведении кассовых операций и порядка работы с денежной наличностью.

9. Принимаемые кредитной организацией меры по мобилизации внутренних кассовых ресурсов для своевременного удовлетворения потребности обслуживаемой клиентуры в наличных деньгах.

Материалы произведенных специалистами учреждений Банка России проверок кредитных организаций оформляются справками произвольной формы в 2 экземплярах, один экземпляр которой передается кредитной организации.

Результаты проверок в 3-дневный срок рассматриваются начальником отдела (управления) денежного обращения, при необходимости вносятся соответствующие предложения руководству учреждения Банка России.

В случае невыполнения кредитными организациями федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России по вопросам организации наличного денежного обращения применяются меры, предусмотренные ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Расчетный счет открывается юридическому лицу - резиденту, которое является коммерческой организацией, а также физическому лицу - индивидуальному предпринимателю, которое действует без образования юридического лица для ведения расчетно-денежных операций его деятельности.

Расчетные счета предназначены для:

1. зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг);

2. учета внереализационных доходов и сумм, полученных от банков кредитов и иных поступлений;

3. осуществления расчетов с поставщиками, с бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, с работниками по выплате им заработной платы, с внебюджетными фондами по отчислениям в них, с банками по полученным от них кредитам и процентам по ним;

4. осуществления платежей по решению суда и иных органов, правомочных принимать решение о бесспорном списании средств с расчетного счета юридического лица, и др.

Расчетный счет по основной деятельности открывается, как правило, по месту регистрации предприятия (организации).

Остаток расчетного счета показывает свободные денежные средства, которыми располагает его владелец. Банк выдает клиенту выписку по счету по мере совершения операций. Такой документ банк выдает (в сроки, установленные в договоре) только самому клиенту в лице его руководителя или главного бухгалтера, а также его представителю по доверенности.

Действующим законодательством предусмотрено, что предприятие может иметь несколько расчетных счетов, один из которых является основным счетом по расчетам с пенсионным фондом. Для предприятий же наличие нескольких счетов (особенно в разных городах) позволяет диверсифицировать свою деятельность, выигрывать на комиссионных за услуги банков, иметь некоторую подстраховку в случае ухудшения платежного состояния обслуживающего их банка, получать дополнительные доходы от более выгодного размещения средств и уплачивать меньшие проценты по банковским кредитам.

Порядок открытия счета:

1. Заполняются и собираются все необходимые документы

2. Заверяется нотариально карточка с образцами подписей

3. Заверяются нотариально копии учредительных документов

4. В банке менеджер курирует процедуру открытия счета

5. После подписания всех необходимых документов клиент получает справку об открытии счета и уведомление об открытии счета для налоговой инспекции.

6. Клиент уведомляет налоговую инспекцию об открытии расчетного счета в течение 7 рабочих дней с даты открытия.

Документы для открытия счета:

· Договор банковского счета в двух экземплярах.

· Заявление на открытие счета .

· Анкета клиента. Бланк для ЮЛ. Бланк для ИП.

· Решение (протокол) о создании

· Устав

· Учредительный договор

· Свидетельство ИНН

· Свидетельство ОГРН

· Карточка с образцами подписей

· Приказ на генерального директора и главного бухгалтера

· Печать

· Коды статистики

· Список акционеров (для АО)

· Паспорта на лиц, указанных в карточке

· Письмо в произвольной форме, содержащее сведения о присутствии или отсутствии по местонахождению юридического лица.

Корреспондентский счет -- счет, на котором отражаются расчеты, произведенные банком по поручению и за счет другого банка на основе корреспондентского договора. Корреспондентский счет подразделяются на два вида: "ностро" -- счет банка в банке-корреспонденте и "лоро" -- счет банка-корреспондента в банке. Счет "ностро" в одном банке является счетом "лоро" у банка-корреспондента.

Расчетные операции осуществляются при условии обеспечения ежедневного равенства остатков денежных средств по корреспондентскому счету по балансу кредитной организации (филиала), открывшей корреспондентский счет в другой кредитной организации (филиале) (далее - банк-респондент), и по балансу кредитной организации (филиала), в которой открыт корреспондентский счет указанной кредитной организации (филиала) (далее - банк-корреспондент), а также по счетам межфилиальных расчетов подразделений одной кредитной организации (головной кредитной организации, филиалов кредитной организации). Отражение расчетных операций в балансах банка-респондента и банка-корреспондента, а также в головной кредитной организации, филиалов кредитной организации по счетам межфилиальных расчетов осуществляется одной календарной датой (число, месяц, год) - датой перечисления платежа (далее - ДПП).

ДПП устанавливается с учетом срока прохождения расчетного документа (документопробега) и указывается кредитной организацией (филиалом), начинающей операцию перевода денежных средств по счету межфилиальных расчетов, корреспондентскому счету (далее - банк-отправитель) в реквизите "Рез. поле" (резервное поле) платежного поручения. Данные требования должны быть учтены в Правилах построения расчетной системы кредитной организации и заключаемых договорах корреспондентского счета.

ДПП не устанавливается при осуществлении платежа через подразделения расчетной сети Банка России.

В отдельных случаях (перераспределение денежных средств между подразделениями кредитной организации, пополнение корреспондентского счета в другой кредитной организации, возврат денежных средств с корреспондентского счета, пополнение остатка счета межфилиальных расчетов) ДПП может устанавливаться кредитной организацией (филиалом), завершающей операцию перевода денежных средств по счетам (далее - банк-исполнитель), в реестре предстоящих платежей или сообщении о получении банка-отправителя денежных средств.

Подтверждением совершения операции списания или зачисления денежных средств по счету межфилиальных расчетов, корреспондентскому счету в другой кредитной организации (филиале) является выписка из этих счетов, направленная банком-исполнителем банку-отправителю. Форма, способ (на бумажном носителе или в электронном виде) и порядок передачи выписки устанавливаются в Правилах построения расчетной системы кредитной организации и в договорах корреспондентского счета. При этом за ДПП принимается день, за который дана выписка.

При проведении платежа, осуществляемого кредитной организацией (филиалом) по поручению другой кредитной организации (филиала) в третью кредитную организацию (филиал), ДПП устанавливается в каждой паре кредитных организаций (филиалов), а платежные поручения клиентов переоформляются от имени банка-отправителя. В этом случае реквизиты получателя средств остаются неизменными.

Ответственность за правильность составления переоформленного платежного поручения и своевременность перечисления на его основании денежных средств несет кредитная организация (филиал), составившая расчетный документ. Платежное поручение кредитной организации (филиала) направляется в другую кредитную организацию (филиал) для осуществления операции по соответствующим счетам без приложения расчетного документа, на основании которого оно составлено.