logo
Организация автокредитования в коммерческом банке и ее совершенствование

2.1 Анализ динамики автокредитования в российских банках

Автокредитование занимает важную роль в развитии рынка автомобилей. По данным аналитического агентства «Автостат», порядка 50% продаж в 2006-2008 годах проводилось в рамках автокредитования. (рис.) Этот показатель вполне соответствовал уровню продаж автомобилей в кредит в Европе.

Рис. 2.1. Рынок автокредитования в России в 2007-2010 гг. [12]

Автокредитование явилось «локомотивом» рынка в 2006-2008 годах. Значительное падение ежемесячных продаж в конце 2008 года связано именно с приостановкой выдачи кредитов на покупку автомобилей. Сейчас рынок постепенно восстанавливается, чему способствует и льготное кредитование.

Начиная с середины 2008 года наблюдается резкое падение продаж автомобилей. При этом сокращается и доля продаж автомобилей в кредит. В 2009 году в кредит было продано лишь 20% автомобилей. Причиной этому послужил мировой финансово-экономический кризис, в результате которого банки начали повышать процентные ставки по кредитам и ужесточать условия выдачи. Как следствие - значительно уменьшились лимиты кредитования. Процентные ставки за 2008-2009 гг. выросли более чем в 2 раза. Уменьшились сроки кредитования. Размеры первоначального взноса увеличились до 30-50%. Многие финансовые учреждения свернули программы по автокредитованию, либо же свели их к минимуму.

Тенденция снижения процентных ставок началась в четвертом квартале 2009 года, вслед за снижением ставки рефинансирования, что постепенно начало оживлять рынок автокредитования. В 2010 году наблюдается увеличение общего количества продаж автомобилей. Увеличивается до 40% и доля продаж автомобилей в кредит. По оценкам агентства «Автостат», в 2010 году в кредит было продано более 600 тыс. авто. Несмотря на это, объемы продаж в целом еще достаточно сильно отстают от того же 2008 года и находятся приблизительно на уровне 2006 года.

Фактором, способствующим восстановлению сегмента автокредитования, является, введенная в 2009 году, правительственная государственная программа по предоставлению из бюджета РФ субсидий отечественным кредитным учреждениям. В рамках этой программы государство компенсирует 2/3 ставки рефинансирования банку, выдавшему кредит на приобретение автомобилей российской сборки стоимостью не более 600 т.р. при условии: первоначальный взнос должен быть не менее 15% и максимальный срок кредита - 3 года. Кроме того, автомобиль должен быть включен в перечень автомобилей, утвержденный Министерством промышленности и торговли РФ Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 650 "Об утверждении Перечня автомобилей, производимых на территории Российской Федерации, при приобретении которых физическими лицами в кредит в 2009 году в 2010, 2011 и 2012 годах кредитным организациям возмещаются выпадающие доходы исходя из двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации"..

Согласно данным Минпромторга, в прошлом году было выдано почти 150 тыс. таких кредитов, что более чем в 2 раза превысил показатель 2009 года - 71,4 тыс. штук. Повысилась эффективность программы льготного автокредитования - так, доля автомобилей, купленных по льготным кредитам, с апреля по декабрь 2009 года составляла 6,6% в общем объеме реализации. А в марте-ноябре 2010 года автомобили-льготники заняли 9,6% российского авторынка. [12]

Государственная программа субсидирования автокредитов распространяется не на все банки. В начале 2010 года таких банков было 104. В этом году одобрение на подключение к программе льготного кредитования получили 114 банков. Итоги 2010 года показали что клиенты, как правило, предпочитают брать автокредиты в крупных банках, которые уже давно участвуют в программе льготного кредитования. Около 85% всех проданных по той программе автомобилей пришлось на 5 банков: Сбербанк, ВТБ 24, Русфинанс банк, Росбанк и Юникредит банк. На долю Сбербанка пришлось порядка трети всех субсидированных государством кредитов. Это обусловлено в первую очередь тем, что в крупных банках, как правило, наиболее выгодные условия.

Изначально действие госпрограммы льготного кредитования было ограничено 2009 годом, однако в последствии она дважды продлевалась еще на год.

Помимо программы льготного кредитования, осуществляется и государственная программа утилизации автомобилей. Одной из целей этой программы является стимулирование спроса на автомобили. По данной программе автовладелец может сдать свой автомобиль и получить сертификат на 50 тыс. руб., который он может потратить на приобретение нового автомобиля, в том числе и в кредит. К автомобилям так же предъявлены определенные требования. Таким образом, люди, не имеющие возможности приобрести автомобиль за наличные деньги, имеют возможность взять автомобиль в кредит, при этом оплатив первоначальный взнос в размере 50 тыс. руб.

Программа начала работать с 8 марта 2010 года и планировалось, что она завершиться к ноябрю 2010 года, однако была продлена и работает до сих пор.

Эффективность этой программы подтверждают данные по продажам автомобилей. В марте наблюдается значительный рост покупок автомобилей. В том числе резко возросла доля покупок автомобилей в кредит.

Таким образом, обе государственные программы работают и дают результат. Продажи автомобилей с введением в действие государственных программ увеличиваются, что позволяет банкам снова активно работать в сфере автокредитования.

Одним из факторов, способных привести к сокращению доли автокредитов в кредитных портфелях российских банков, является приход на рынок специализированных автобанков. Автобанк - финансово-кредитная организация, учредителями которой выступают крупнейшие мировые автоконцерны. Автобанки предоставляют наиболее выгодные условия для покупки «своих» автомобилей, путем предоставления скидок на автомобиль при приобретении в кредит, или низкими процентными ставками. В своем направлении такие банки фактически становятся монополистами. Тем самым автобанки отбирают у универсальных банков значительную долю объема автокредитов. Автобанки не ставят перед собой целью конкурировать с универсальными банками, основной же их целью является продвижение автомобилей собственного производства на российский рынок.

За последние пару лет такие иностранные банки заняли достаточно серьезные позиции на рынке. Так, уже второй год подряд в рейтинге РБК «Самые автокредитные банки России» седьмое место уверенно занимает БМВ Банк, а в первом полугодии прошлого года в первую десятку ворвался еще и Тойота Банк.

Сейчас на территории РФ зарегистрированы такие автобанки как БМВ Банк, Мерседес-бенц банк рус, Тойота Банк, Банк ПСА финанс рус (Peugeot Citroёn), Банк оф Токио-Мицубиси ЮЭфДжей, Фольксваген банк рус. О намерении выйти на российский рынок уже заявили финансовые структуры Renault-Nissan и Ford. Стоит отметить, что Renault-Nissan и Ford занимают пятую и седьмую строчки соответственно в рейтинге самых востребованных автомобилей. [12]

Таким образом, такое явление как автобанки, существенно влияет на современный рынок автокредитования. Такие кредитные организации существуют в России сравнительно немного времени и, несмотря на то что они работают с определенной маркой автомобиля, в будущем могут отобрать определенную долю автокредитов.

О будущем таких банков мнения экспертов расходятся. Одни считают, что они займут определенную долю рынка, но она будет незначительной. Мотивируют это тем, что их спектр обслуживания достаточно узок, а так же тем, что такие банки не имеют разветвленной филиальной сети.

Так же существует мнение, что автоконцерны откажутся от специализированных банков и, в таком случае, в будущем эти банки могут выделиться в самостоятельные структуры с расширенным спектром услуг.

Возможно, если спрос на транспортные средства будет продолжать расти, то необходимость в дополнительных мерах по стимулированию продаж отпадет. А те автоконцерны, которые обзавелись собственными финансовыми подразделениями, смогут справиться без привлечения банков со стороны.

В 2011 году ожидается продолжение позитивной динамики на рынке автокредитования и продолжение либерализации условий по автокредитам.

Как предполагается останавливающими факторами роста автокредитования являются:

- финансовые потери большинства россиян во время мирового финансово-экономического кризиса;

- осторожность граждан (в отличие от 2000-2008 гг.) в желании получать какие-либо кредиты;

- меньшая агрессивность рекламы банков и владельцев автосалонов, чем в 2000-2008 гг.

Поэтому в 2011 году Россия еще не сумеет достичь объемов и темпов ускоренного роста кредитования 2007-2008 гг.