1.1 Понятие, сущность и классификация новых банковских продуктов
Содержание банковской деятельности в части, направленной на клиента, раскрывается через ряд фундаментальных понятий, состояние развития которых в значительной степени обуславливают эффективность работы банка и его конкурентоспособность на рынке. Приступим к рассмотрению этих понятий.
Банковский продукт - конкретный способ, каким банк оказывает или готов оказывать ту или иную услугу нуждающемуся в ней клиенту, т.е. упорядоченный, внутренне согласованный и, как правило, документально оформленный комплекс взаимосвязанных организационных, технико-технологических, информационных, финансовых, юридических и иных действий (процедур), составляющих целостный регламент взаимодействия сотрудников банка (конкретных его подразделений) с обслуживаемым клиентом, единую и завершенную технологию обслуживания клиента.
Банковская операция - сами практические действия (упорядоченная, внутренне согласованная совокупность действий) работников банка в процессе обслуживания клиента (оказания ему заказанной конкретной услуги), форма воплощения в действительность банковского продукта. Таким образом, банковский продукт - это не что иное, как банковская технология, т.е. определенное умение сотрудников банка, которое может применяться, если это нужно клиентам, но может и не использоваться, оставаясь в «резерве».
Банковская услуга - результат банковской операции, т.е. итог или полезный эффект банковской операции (целенаправленной трудовой деятельности сотрудников банка), состоящий в удовлетворении заявленной клиентом потребности (в кредите, расчетно-кассовом обслуживании, гарантиях, покупке/продаже ценных бумаг и т.п.).
Таким образом, становится ясно, что в общем смысле все эти определения так или иначе подразумевают именно само понятие «банковский продукт», которое иногда трактуется значительно проще.
Банковский продукт - это банковская услуга, которая удовлетворяет существующие стандартные потребности клиентов банка и реализуется на рынке с целью получения дохода.
Что же касается новых банковских продуктов, реализуемых на рынке, то их достаточно часто объединяют понятием «инновация». Инновация (англ. innovation - нововведение, новшество, новаторство) буквально означает «инвестиция в новацию». Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, ранее не существовавшее. В соответствии с гражданским правом новация означает соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим. Результат такой замены и означает нововведение.
Банковская инновация - это реализованный в форме нового банковского продукта или операции конечный результат инновационной деятельности банка.
Банковская инновация по содержанию включает:
а) новый банковский продукт, впервые появившийся на российском финансовом рынке, т. е. только в одном банке;
б) новый для России зарубежный банковский продукт, т. е. новый банковский продукт, появившийся на российском финансовом рынке, но уже давно реализуемый за рубежом на финансовых рынках других стран в соответствии с их конкретными условиями и юрисдикцией;
в) новые финансовые операции.
Возникновение банковских инноваций обусловлено в основном тремя причинами:
- непрерывным движением предпринимательской мысли и стремлением обойти конкурентов;
- периодически возникающим кризисом (или общим, или частным) в банковской сфере, что является стимулом к усилению финансовой мысли и повышению финансовой устойчивости банка;
- функционированием финансового рынка в зарубежных странах, что дает информацию о банковских нововведениях за рубежом.
Разнообразие новых банковских продуктов в современном банковском деле отражает их классификация, которая имеет общие и особенные черты, присущие деятельности банков отдельных стран. Мировая банковская практика выделяет следующие группы банковских инноваций, объединенных общностью целей: новые услуги, связанные с развитием денежно-финансового рынка, услуги по управлению денежной наличностью, инновации в традиционных сегментах рынка ссудных капиталов. Общие категории банковских инноваций отражают наиболее существенные свойства отдельных видов банковских продуктов и услуг. Сравним некоторые виды новых продуктов и услуг, предлагаемых российскими и зарубежными банками.
Мировой опыт создания новых банковских продуктов и услуг - виды банковских инноваций:
* банковские продукты на новых сегментах: инвестиции в недвижимость, страховой бизнес, финансовый лизинг, трастовые операции;
* инновации в новых областях денежно-финансового рынка, такие как: рынок коммерческих бумаг, финансовые фьючерсы, финансовые опционы, рынки некотируемых ценных бумаг;
* управление денежной наличностью и использование новой информационной технологии;
* услуги финансового посредничества, направленные на снижение операционных расходов и более эффективное управление активами и обязательствами: депозитные сертификаты, счета НАУ, депозитные счета денежного рынка;
* новые продукты в традиционных сегментах рынка ссудных капиталов: инструменты с «плавающей» процентной ставкой, свопы, облигации с глубоким дисконтом, серийные облигации и др., а также инструменты денежного рынка, имеющие характеристики, как капитала, так и заемных денежных средств (ссуды и облигации участия, сертификаты инвестиций);
Отечественный опыт разработки банковских инноваций опирается на мировую практику и банковское законодательство России. Это означает, что российские кредитные организации могут получать дополнительные доходы от осуществления предусмотренных банковским законодательством сделок, которые дополняют банковские операции.
Отечественный опыт разработки банковских продуктов и услуг - виды банковских инноваций:
* инновационная деятельность, соответствующая мировым тенденциям развития банковского дела (нет запрета на лизинговую и инвестиционную деятельность, напротив, на страховой бизнес запретительные ограничения есть);
* выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
* осуществление доверительного управления (трастовые операции) денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
* приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
* проведение операций с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями;
* внедрение в практику лизинговых операций;
* предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных сейфов или помещения для хранения документов и ценностей;
* оказание консультационных и информационных услуг;
* развитие операций на денежно-финансовом рынке за счет «иных сделок», в том числе с производными финансовыми инструментами http://www.makpib.ru/upravlenie-bankovskimi-innovatsiyami/opredelenie-bankovskikh-innovatsiy-i-ikh-klassifikatsiya.html.
Банки заинтересованы модернизировать методики создания и поставки своих услуг с той целью, чтобы операционные расходы и цены на них довести до уровня соответствия конкурентной позиции. Разработка новых банковских продуктов и услуг - это процесс изменения стратегии банковской деятельности.
- Введение
- Глава 1. Общая характеристика новых банковских продуктов
- 1.1 Понятие, сущность и классификация новых банковских продуктов
- 1.2 Процесс предоставления новых видов банковских продуктов
- Глава 2. Состояние развития новых банковских продуктов в Российской Федерации
- 2.1 Внедрение новых банковских продуктов на современном этапе развития банковского сектора экономики
- 2.2 Актуальные проблемы и перспективы развития новых банковских продуктов
- Заключение
- Вопрос 1. Банковский продукт
- 25. Новые банковские продукты и услуги.
- Тема 9: Современные способы банковского обслуживания. Новые банковские продукты и услуги (2 часа).
- Классификация банковских продуктов в России.
- Банковский маркетинг, его типы и приемы. Этапы создания и внедрения новых банковских продуктов.
- 55.Новые банковские продукты: виды, технология создания, способы внедрения.
- 24. Новые банковские продукты.
- 3. Разработка и внедрение новых банковских продуктов и услуг