logo search
дкб5 / шпоры ДКБ

40. Антиинфляционная политика: задачи, средства.

Способы управления инфляцией неоднозначны, про­тиворечивы по своим последствиям. Диапазон пара­метров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой — поддерживать стимулы производства, создавать усло­вия для насыщения рынка товарами.

Цель антиинфляционной политики заключает­ся в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Методы борьбы с инфляцией могут быть:

1) косвенными, включающими: а) регулирование общей массы денег через управ­ление ими центральным банком; б) регулирование ссудного и учетного процента коммерческих банков через управление ими Центральным банком; в) обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рын­ке ценных бумаг;

2) прямыми, предполагающими: а) прямое и непосредственное регулирование госу­дарством кредитов и тем самым регулирова­ние денежной массы; б) государственное регулирование цен; в) государственное (по соглашению с профсою­зами) регулирование заработной платы; г) государственное регулирование внешней торгов­ли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

Существует несколько классификаций антиинфляци­онной политики — ортодоксальная и гетеродоксальная антиинфляционная политика. Ортодоксальный вариант основан на неоклассической концепции — ми­нимальном вмешательстве в экономику со стороны го­сударства. Он предполагает ограничение сферы его деятельности решением проблем сбалансированности бюджета и поддержанием темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными воз­можностями увеличения производства.

Гетеродоксальный вариант предусматривает более активное государственное вмешательство в ход экономических процессов и в т.ч. временное замораживание роста цен и заработной платы, меры по стимулированию предпри­нимательства и сбережений населения прежде всего посредством снижения налогового бремени, развития рыночной инфраструктуры и поддержки жизненно важ­ных отраслей и производств, регулирование внешней торговли и валютных операции. Важнейшей частью ан­тиинфляционной стратегии является гашение адаптив­ных инфляционных ожиданий. При постоянном соблю­дении обещаний со стороны правительства в течение достаточно продолжительного срока начинает действо­вать эффект объявления, который стал весьма эф­фективным элементом антиинфляционной стратегии в таких странах, как США, Германия, Великобритания.

Также правительство должно принимать меры, способствующие укреплению механиз­мов рыночной системы, такие как: 1. установление конкурентно-рыночного климата в стране, систематический контроль за состо­янием рынков; 2. антимонопольная политика; 3. отказ от государственных мер по поддержке и за­щите неконкурентных отраслей; 4. поощрение и поддержка малого бизнеса; 5. стимулирование диверсификации производства и продаж; 6. гибкая налоговая политика, направленная на сни­жение налогового пресса и применение прогрес­сивной шкалы налогообложения.

Кроме того, все эти меры должны сочетаться с ме­роприятиями в области денежного обращения: жест­кими лимитами прироста денежной массы, контролем со стороны центрального банка над изменением де­нежной массы.