56. Особенности инфляционного таргетирования в рф
Одной из целей Банка России является переход к инфляционному таргетированию. Инфляционное таргетирование представляет собой денежно-кредитную политику, направленную на поддержание целевого уровня инфляции, при этом основным инструментом является манипулирование учетной процентной ставкой. Инфляционное таргетирование подразумевает плавающий валютный курс, позволяет удерживать инфляцию на сравнительно низком уровне, повышается доверие к национальной валюте.
Таргетирование подразумевает выполнение следующих условий. Во-первых, публичное объявление среднесрочной цели по инфляции, при этом фиксируются количественные значения. Во-вторых, ценовая стабильность – основная цель денежно-кредитной политики ЦБ в долгосрочном периоде. В-третьих, ЦБ определяет инструмент для достижения цели и самостоятельно регулирует процентную ставку. В-четвертых, прозрачность денежно-кредитной политики, которая достигается посредством публичного объявления и комментирования планов и решений ЦБ. В-пятых, ЦБ должен отчитываться за результаты своей политики и быть ответственным за достижение целевого значения инфляции. Инфляционное таргетирование не ограничивается простым объявлением целевого количественного значения инфляции, также должны соблюдаться все пять признаков .
В 2008-2009 гг. Россия столкнулась с новыми макроэкономическими реалиями: падение цен на нефть, отток капитала, недостаток ликвидности, банковский кризис, бюджетный дефицит, плавное обесценение рубля, резкий спад экономической активности. Уровень инфляции снизился: в 2007 году инфляция составила 11,9%, в 2008 году – 13,3%, в 2009 году – 8,8%, 11 мес. 2010 года – 7,6% .
На фоне ослабления инфляционных ожиданий в 2009-2010 гг. Банк России четырнадцать раз менял ставку рефинансирования: она была снижена с 13% до 7,75%. Также снижались ставки предоставления ликвидности кредитным организациям в связи с необходимостью стимулирования кредитной активности. Кроме того, регулятор заявил, что намерен в течение уменьшить разницу внешних и внутренних процентных ставок. Ставки регулятора оказывают прямое действие на стоимость денег в экономике. Изменение процентных ставок ЦБ по кредитованию и привлечению средств коммерческих банков стимулирует банки понижать процентные ставки на межбанковском рынке, по кредитным и депозитным операциям с физическими лицами и предприятиями. В течение кризиса значительно возросла роль Банка России в качестве источника ликвидности.
Чтобы реализация политики инфляционного таргетирования была успешной необходимо выполнение ряда условий. ЦБ должен пользоваться доверием населения, чтобы оказывать влияние на ожидания экономических агентов, быть независимым и не давать напрямую займы правительству, а денежная политика должна преобладать над бюджетной политикой. Для эффективной работы трансмиссионного механизма требуется развитая финансовая система. Структура экономики должна характеризоваться свободными ценами, плавающим обменным курсом, минимальной долларизацией.
В ближайшем будущем Банк России намерен перейти к политике инфляционного таргетирования. Основными проблемами на пути внедрения инфляционного таргетирования в России являются:
-В России инфляция носит в значительной степени немонетарный характер, поэтому рост цен на сырье, тарифов, монополизация локальных рынков, импорт инфляции при восстановлении мировой экономики являются препятствиями перехода к политике инфляционного таргетирования. -Масштабные бюджетные расходы на антикризисную программу способны разогнать инфляцию.
-Реальна угроза разворачивания валютной войны на мировой арене, которая выражается в конкурентной девальвации странами своих национальных валют.
-При переходе к политике инфляционного таргетирования, как правило, повышается волатильность обменного курса, что может стать проблемой для предприятий. В этих условиях неопределенность в отношении валютного курса может быть устранена с помощью хеджирования.
В настоящее время переход к инфляционному таргетированию осложнен последствиями кризиса, может образоваться неопределенность при смене денежно-кредитной политики, в таких условиях трудно будет достичь выгод новой политики
- 1. Сущность и функции финансов.
- 3. Финансовая политика.
- 5. Принципы организации финансов экономических субъектов в разных сферах деятельности
- 6. Основы функционирования финансов коммерческих предприятий
- 7. Страхование как финансовая категория, ей специфика, сферы, отрасли и формы страхования.
- 8. Государственные и муниципальные финансы, влияние на их организацию функциональных способностей и уровней управления.
- 9. Государственный и муниципальный кредит.
- 10. Внебюджетные фонды.
- 11. Воздействие финансов на экономику и социальную сферу.
- 12. Роль финансов в развитии международного сотрудничества; финансы и глобализация экономики.
- 13. Необходимость и предпосылки возникновения денег.
- 14. Сущность и функции денег.
- 15. Роль и развитие денег в условиях рыночной экономики.
- 16. Виды денег и их особенности.
- 17. Денежный оборот и его стурктура.
- 18. Выпуск денег в хозяйственный оборот.
- 19. Налично-денежный оборот и денежное обращение
- 20. Законы денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота
- 21. Безналичный денежный оборот и система безналичных расчетов.
- 22. Понятие денежной системы страны.
- 23. Бумажные и кредитные деньги, закономерности их обращения.
- 24. Причины и сущность инфляции, формы ее проявления
- 28. Формы и виды кредита
- 29. Кредит в международных экономических отношениях
- 31. Возникновение и виды банков, их функции и роль в развитии экономики
- 32. Понятие банковской системы, её элементы.
- 33. Виды банков.
- 34. Центральные банки и основы их деятельности
- 35. Функции центральных банков.
- 36. Основы денежно-кредитной политики
- 37. Операции и услуги коммерческих банков.
- 38. Валютные операции коммерческих банков
- 39. Факторинговые и форфейтинговые операции ком.Банков
- 40. Пассивные операции банка.
- 41. Структура и качественная характеристика пассивов.
- 42. Активные операции банка.
- 43. Структура и качественная характеристика активов.
- 44. Виды банковских рисков и способы управления.
- 45. Валютные и процентные риски банков.
- 46. Методы страхования валютных и процентных рисков.
- 48. Баланс коммерческого банка, принципы его построения, виды анализа.
- 49. Доходы расходы и прибыль коммерческого банка
- 50. Обязательное страхование вкладов граждан в банках рф,
- 51. Международные финансовые и кредитные институты
- 53. Роль асв по повышению устойчивости банковской системы России.
- 54. Методы гос воздействия на формирование региональной банковской системы рф,
- 55. Основные направления денежно-кредитной политики цб рф на 11-12.
- 56. Особенности инфляционного таргетирования в рф
- 57. Приоритеты бюджетно-налоговой политики Правительства рф в 2012 году (бюджетное послание Президента Федеральному собранию).
- 58. Причинно-следственные связи мирового финансово-экономического кризиса (из лекций Мусаева)
- 59. Отличительные черты финансового кризиса 2008-2009 от дефолта. (Лекции Мусаева)
- 60. Сравнительный анализ антикризисных программ Полсона-Обамы, ес и Правительства рф.