logo search
дкб5 / шпоры ДКБ

47. Роль коммерческих банков в кредитной системе.

Коммерческие банки осуществляют большой спектр банковских услуг и являются финансовыми посредниками. Аккумулируя капиталы, сбережения населения и другие свободные денежные ресурсы, высво­бождающиеся при производственной деятельности, они выдают их во временное использование тем субъектам, кому требуются дополнитель­ные капиталы.

Следовательно, коммерческие банки исполняют функцию мобилиза­ции денежного капитала, что выгодно всем контрагентам. Вкладчики за депозиты получают процентные доходы, ссудозаемщики — доступ к деньгам на различное время, что разрешает им осуществлять деловые сделки, приносящие прибыль. Банки получают прибыль из разницы между более высокой процентной ставкой кредитования и ставкой, уплачиваемой по депозитам.

Коммерческие банки как финансовые посредники формируют новые требования и обязательства, которые превращаются в товар на кредит­ном рынке. Принимая депозиты клиентов, кредитные институты форми­руют новое обязательство — депозит, а кредитуя, — новое требование к ссудозаемщику.

Суть финансового посредничества коммерческих банков — в фор­мировании новых обязательств и обмене их на обязательства других контрагентов, в мобилизации денег из разных источников, исключая прямой контакт сберегателей и ссудозаемщиков и регулируя соответ­ствие интересов тех и других.

Понятие «коммерческий банк» появилось на первых этапах эволю­ции кредитного дела, когда банки обслуживали преимущественно тор­говлю. Затем с эволюцией индустриального производства появились сделки по кредитованию индустрии. Понятие «коммерческий» стало от­ражать деловой характер банка, т.е. кредитного института, проводящего все виды банковской деятельности.

В государствах с развитой банковской системой особенность совре­менных коммерческих банков — осуществление разнообразных банков­ских сделок. Коммерческие банки Англии применяет около 100 разно­видностей операций по обслуживанию клиентов, США — более 150, Японии — около 300.

Однако характерная черта любого коммерческого банка, его визит­ная карточка — расчетно-кассовое обслуживание клиентуры.