logo search
Конспект лекций Финансы 2009

9.4. Финансовое состояние предприятия и показатели его характеризующие.

Финансовое состояние – способность предприятия финансировать свою деятельность.

Цель изучения финансового состояния предприятия состоит в изыскании дополнительных денежных средств для наиболее рационального и экономного ведения хозяйственной деятельности. Существенная роль в решении этих вопросов принадлежит финансовому анализу. Основная цель анализа финансового состояния – получение показателей, дающих объективную и точную картину финансового состояния фирмы, ее прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Основным источником аналитической информации при анализе финансового состояния предприятия являются формы бухгалтерской отчетности:

  1. бухгалтерский баланс (форма № 1);

  2. отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

  3. приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

  4. отчет об изменениях капитала (форма № 3);

  5. отчет о движении денежных средств (форма № 4);

  6. приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

  7. отчет о целевом использовании полученных средств(форма № 6);

  8. пояснительная записка к годовому отчету;

  9. аудиторское заключение, если организация подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ.

Основные методы проведения финансового анализа:

1. Горизонтальный(временной) анализ – сравнение каждого показателя текущей отчетности с показателями отчетности предыдущего периода.

2. Вертикальный(структурный) анализ – позволяет определить структуру итоговых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

3. Трендовый анализ – сравнение каждой позиции финансовой отчетности с позициями ряда предшествующих периодов, позволяет определить основное направление изменения анализируемых показателей в будущем.

4. Сравнительный (пространственный) анализ – проводится на основе внутрихозяйственного анализа сводных показателей отчетности предприятия за прошлые периоды, а также на основе их сравнения с позициями конкурентов, с плановыми показателями, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными.

5. Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель.

6. Анализ относительных показателей (коэффициентный) – расчет отношений позиций бухгалтерской(финансовой) отчетности, а также определение взаимосвязей показателей.(наиболее часто применяемый метод).

Финансовые показатели (коэффициенты), используемые в анализе и оценке финансового состояния предприятий можно разделить на группы:

  1. платежеспособность;

  2. прибыльность или рентабельность;

  3. эффективность использования активов;

  4. финансовая устойчивость;

  5. деловая активность.

По одному финансовому коэффициенту нельзя судить о финансовом положении, их необходимо использовать в комплексе. Финансовые коэффициенты рассчитываются парами – на начало и конец анализируемого периода.

Платежеспособность фирмы – способность фирмы своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства.

Кредитоспособность фирмы – способность фирмы-заемщика обслуживать и эффективно использовать кредит.

Финансовая устойчивость предприятия - стабильное финансовое положение предприятия(достаточная доля собственных средств при сохранении платежеспособности и кредитоспособности).

Ликвидность фирмы – способность быстро и с минимальным уровнем потерь преобразовать свои активы в денежные средства, что по времени соответствует сроку погашения обязательств.

Ликвидность активов – величина, характеризующая время их превращения в денежные средства.

Группировка активов по степени их ликвидности:

  1. наиболее ликвидные активы – денежные средства, краткосрочные финансовые вложения;

  2. быстро реализуемые активы – краткосрочная дебиторская задолженность;

  3. медленно реализуемые активы – запасы и затраты;

  4. трудно реализуемые активы – основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство, долгосрочная дебиторская задолженность.