3.4. Повышение финансовой грамотности и информированности
Одной из задач государственной политики является активизация участия населения в страховании, повышение эффективности взаимодействия населения, страховщиков и страховых посредников, формирование ответственного и грамотного отношения населения к собственным финансовым средствам, повышение уровня защиты прав потребителей страховых услуг и качества финансового образования.
Повышение финансовой грамотности населения предполагает:
-
умение «читать» договор страхования и разбираться в его существенных условиях, последствиях принятия решения, связанных с его заключением;
-
знание населения об основах страхового законодательства, законодательства в сфере защиты прав потребителей;
-
осведомленность населения о целях, задачах, роли страхования, существующих субъектах страхового дела, предлагаемых ими страховых услугах.
Дальнейшее повышение финансовой грамотности и информированности относится к числу важных направлений деятельности участников страхового дела, требующих осуществления широкомасштабных мероприятий, согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, в том числе к компетенции которых отнесены вопросы формирования и реализации политики в сфере страхования, надзора за страховой деятельностью, профессиональных участников страхового рынка и их объединений.
В целях реализации мер по повышению финансовой грамотности необходимо обеспечивать:
-
регулярное информирование широкой общественности и населения о рынке страховых услуг и страховых продуктах, правах потребителей страховых услуг и их защите;
-
взаимодействие с организациями, осуществляющими функции по защите прав потребителей;
-
создание продуманной и целостной системы подготовки кадров в сфере страхования, повышения их квалификации и переподготовки;
-
регулярное проведение тематических конференций, семинаров, направленных на повышение профессионального уровня участников страхового рынка;
-
информирование населения о случаях незаконной либо неправомерной деятельности на страховом рынке субъектов страхового дела;
-
популяризация страхования в электронных и печатных средствах массовой информации.
Необходима активизация сотрудничества со средствами массовой информации, участие в разработке образовательных программ для широких слоев населения, проведение маркетинговых исследований, изучающих спрос населения на страховые услуги и, при необходимости, использование полученных результатов для разработки новых страховых продуктов и совершенствования правовых основ страховой деятельности.
Проводящиеся конференции по итогам деятельности страховых организаций способствуют прозрачности и открытости деятельности субъектов страхового дела и органа страхового надзора. Проводятся регулярные обучающие семинары для специалистов страховых организаций в части требований по составлению и представлению отчетности, финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций и другим вопросам.
Достаточно серьезной проблемой является повышение качества образования специалистов для страховой отрасли. Переход на бакалавриат и магистратуру без адаптации системы к потребностям отрасли не позволит повысить качество обучения, при этом создается пробел в подготовке кадров среднего звена управления в страховых компаниях, практически отсутствует профессиональная подготовка страховых агентов.
Повышение значимости страхования свидетельствует о необходимости введения курса по страхованию в высших учебных заведениях (далее – ВУЗах), сохранения специализации в финансово-экономических ВУЗах.
Кроме того, нецелесообразно сокращать число бюджетных мест в ВУЗах, готовящих специалистов для финансовых рынков.
Послевузовская подготовка не всегда ориентирована на повышение квалификации отдельных профессий, например, страховых актуариев. Одним из направлений развития системы подготовки кадров для страхового рынка является повышение качества дополнительного профессионального образования по программам объемом свыше 500 часов, а также на основе дополнительных профессиональных образовательных программ для присвоения дополнительных квалификаций, например актуариев (свыше 1000 часов на основе государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования по представлению соответствующего федерального органа исполнительной власти).
В настоящее время руководители субъектов страхового дела (в том числе и индивидуальные предприниматели) обязаны иметь высшее экономическое или финансовое образование, что не только ущемляет права лиц, имеющих высшее управленческое образование, но и не учитывает подготовку управленческих кадров высшей квалификации по дополнительной профессиональной образовательной программе «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)».
В связи с этим целесообразно внести изменения в Закон о страховании в части уточнения требований, предъявляемых к руководителям и иным ответственным лицам субъекта страхового дела.
Важным направлением должно стать сотрудничество и взаимодействие страховщиков с ВУЗами, например, проведение олимпиад по страхованию среди студентов, организация стажировок студентов, готовых работать в страховых компаниях.
- Структура Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу
- Стратегия развития страховой деятельности в российской федерации на среднесрочную перспективу
- I. Анализ современного состояния развития страхования в Российской Федерации
- II. Цели и задачи Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу
- III. Укрепление стабильности, надежности и прозрачности деятельности субъектов страхового дела
- 3.1. Создание многоуровневой системы взаимодействия государства и страховщиков. Повышение значимости механизмов сострахования и перестрахования
- 3.2. Предупреждение банкротства и совершенствование механизма прекращения деятельности страховщика
- 3.3. Совершенствование бухгалтерской и статистической отчетности. Прозрачность деятельности субъектов страхового дела
- 3.4. Повышение финансовой грамотности и информированности
- IV. Защита прав потребителей страховых услуг
- 4.1. Совершенствование системы урегулирования споров
- 4.2. Создание механизмов гарантирования прав страхователей на получение страховых выплат
- V. Развитие правовых основ деятельности участников страхового рынка
- 5.1. Совершенствование правовых основ деятельности страховых актуариев
- 5.2. Совершенствование правовых основ деятельности страховых посредников
- 5.3. Совершенствование правовых основ деятельности страховщиков
- 5.4. Совершенствование правовых основ деятельности обществ взаимного страхования
- 5.5. Формирование институтов саморегулирования
- 5.6. Совершенствование форм и методов страхового надзора
- 5.7. Направления регулирования страховой деятельности с учетом современных интеграционных процессов и основных принципов и стандартов Международной ассоциации страховых надзоров
- VI. Развитие конкурентной среды.
- VII. Подходы к осуществлению видов страхования в обязательной и добровольной форме, перспективы их развития.
- VIII. Добровольное страхование сельскохозяйственных товаропроизводителей с государственной поддержкой
- IX. Ожидаемые результаты от реализации Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу
- План мероприятий по реализации Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу