5 Другие системы электронной коммерции в сектореB2b
Виртуальные предприятия
Виртуальное предприятие – предприятие, объединяющее географически разделенные экономические субъекты, которые взаимодействуют в процессе совместного производства, используя преимущественно электронные средства коммуникации.
Пространство виртуализации предприятий включает:
Виртуальный рынок. Рынок товаров и услуг, существующий на основе информационных и коммуникационных возможностей глобальной сети.
Виртуальную реальность. Отображение и/или имитацию реальных разработок и производства в виртуальном пространстве, которое одновременно является и инструментом и средой разработки.
Виртуальные (сетевые) организационные формы
Некоторые авторы называют виртуальные предприятия – сетевыми, т.к. как правило речь идет о сети партнеров (предприятий, организаций, отдельных коллективов и людей), совместно разрабатывающих, производящих и сбывающих продукцию. ВП одна из новых организационных форм предприятий. На их развитие повлияли такие тенденции как глобализация экономики, повышение важности устойчивых отношений с потребителем, индивидуализация обслуживания заказчиков, а также растущее значение использования новых информационно-коммуникационных технологий.
С маркетинговой точки зрения цель ВП – получение прибыли благодаря максимальному удовлетворению потребителей в товарах и услугах путем объединения ресурсов различных партнеров в единую систему. ВП, как правило, ориентируются не на удовлетворение нужд и потребностей “усредненного” покупателя или сегмента рынка, а на удовлетворение индивидуальных запросов конкретных потребителей.
С практической точки зрения традиционному предприятию, например для разработки и выпуска нового товара на рынок требуется привлечение значительных ресурсов. ВП ищет новых партнеров, обладающих соответствующими ресурсами, знаниями, способностями для совместной организации деятельности на определенный срок (или же партнерство заключается до достижения определенного результата – скажем выполнения заказа). Другими словами партнерство является временным и на определенных этапах ЖЦ товара (услуги) или при изменении рыночной ситуации в ВП могут привлекаться новые партнеры и/или исключаться старые.
По сути дела организация работы ВП очень похожа на организацию проектной деятельности, только с активным применением ИКТ.
Характерными особенностями ВП являются:
Открытая распределенная структура;
Гибкость;
Мобильность;
Приоритет горизонтальных связей;
Относительная автономность и узкая специализация участников ВП;
Высокая степень развития средств информатизации;
Активное и последовательное использование комплексов единых стандартов при организации всех бизнес-процессов (естественно, что множество географически удаленных партнеров для согласованности хозяйственных процессов должны придерживаться единых стандартов при организации работы этих процессов).
Основные функции управления ВП, как сетью партнеров:
Четкое определение требований (задач) проекта;
Поиск и оценка возможных партнеров (исполнителей);
Выделение исполнителей, оптимально соответствующих задачам;
Привлечение исполнителей и распределение работ;
Постоянный контроль и управление деятельностью партнеров, включая перераспределение (по мере необходимости) ресурсов и задач между ними.
В экономике существует ряд бизнес-процессов, для реализации которых целесообразно использовать ВП. Характерные особенности бизнес-процессов, для реализации которых целесообразно использовать ВП:
фрагментированность (частая смена ответственности и полномочий исполнителей при осуществлении процесса);
новизна и неформализованность;
отсутствие у каждого исполнителя полной информации о процессе в целом;
недостаточность (или избыточность) точек контроля процесса.
Ключевые достоинства ВП:
Возможность выбирать и использовать наилучшие ресурсы, предлагаемы мировым экономическим пространством.
Резкое сокращение размера стартового капитала для открытия дела. Т.к. большинство ресурсов будут привлекаться на контрактной основе, и оплачиваться по мере предоставления услуг.
Существенное сокращение времени, необходимого для реализации очередного проекта. Т.к. привлекаются разные ресурсы, работающие в параллельном режиме, а ИКТ обеспечивают возможность быстрой связи и оперативной реакции на возникающие вопросы.
Недостатки ВП:
Чрезмерная экономическая зависимость от партнеров, что связанно с узкой специализацией участников предприятия.
Практическое отсутствие социальной защиты партнеров в ситуации взаимодействия с физическими лицами, вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений.
Опасность чрезмерного усложнения структуры предприятия и протекающих в нем бизнес-процессов, вытекающая из разнородности участников предприятия, неясности в отношении членства в ней, неопределенности в планировании для участников и т.д.
Отсутствует правовая база регулирования особенностей такого рода деятельности
Интернет-инкубаторы
Экономические изменения, вызванные появлением новых технологий, несут не только новые возможности, упрощающие создание компаний нового типа, но и приводят к резкому росту конкуренции.
Первый инкубатор был создан в 1995 году американским бизнесменом Биллом Гроссом, который сумел перенести в Сеть идею обычных, не виртуальных, бизнес-инкубаторов, предоставляющих своим питомцам стандартный набор услуг (таких как помещение, мебель, секретарь, юрист и т.д.). Его самый известный на сегодняшний день интернет-инкубатор - idealab! "вырастил" более 50-ти компаний, среди которых особенно успешными оказались GoTo.com, eToys, CitySearch, NetZero и Tickets.com.
В сетевой экономике успех начинающей компании (“стартапа”) определяется рядом факторов:
Скорость развития, соответствующая скорости развития рынка;
Способность к партнерству. Ни одна компания в СЭ не выживет в одиночку. Формирование альянсов и партнерских отношений неизбежно.
Способности к новаторству и непрерывному развитию.
Глобальность мышления. Видение общих тенденций и перспектив развития.
Помочь молодым интернет-компаниям могут механизмы венчурного инвестирования.
Венчурное инвестирование - инвестирование новых предприятий и новых видов деятельности, которые традиционно считаются высоко рискованными, что не позволяет получить для них финансирование в виде банковского кредита и других общепринятых источников.Вообще венчурное – все новое, связанное с научно-техническими разработками.
Одними из главных проводников венчурных инвестиций в начинающие компании становятся интернет-инкубаторы.
Интернет-инкубатор - венчурная инвестиционная компания, целью которой является ускоренная подготовка и быстрый вывод на рынок Интернет-компаний и их проектов.
Основное направление деятельности интернет-инкубаторов – посредничество между генератором идей, не имеющим достаточного количества ресурсов для воплощения этих идей, и компаниями обладающими необходимыми ресурсами (прежде всего – финансовыми).
Схема действия интерент-инкубаторов.
Если первые инкубаторы создавались как некоммерческие организации, на базе университетов или научных сообществ, то сейчас Интернет-инкубаторы действуют на коммерческой основе. Как правило, доход инкубаторов обеспечивается пакетом акций “стартапа” (начинающей компании). Примерный размер пакета акций компании, на который претендует инкубатор , во многом зависит от того, к какой категории он относится. Так венчурные инкубаторы оперируют в наибольшем диапазоне, претендуя на 25 – 60% акций выращиваемой компании.
Венчурные акселераторы и сетевые инкубаторы приобретают от 5 до 25% акций.
Венчурные порталы чаще извлекают доход за счет абонентской платы участников за доступ к сервисам.
Вообще общий подход состоит в том, что чем более развит проект к началу инкубации, тем большие инвестиции в него возможны и тем меньшую долю в нем получит инкубатор и привлекаемые им инвесторы.
Факторы, содействующие достижению Интернет-инкубатора успеха:
Наличие автоматизированной системы отбора “стартапов”;
Наличие on-line’овых консультационных услуг в области управления бизнесом и организации бухгалтерского учета;
Тесный контакт с потенциальными инвесторами и наличие собственных финансовых ресурсов для инвестирования;
Наличие технологической инфраструктуры и квалифицированных кадров;
Эффективная система анализа рентабельности, прибыльности, окупаемости и экономической устойчивости инвестиционных проектов;
Использование курсов подготовки и обучения предпренимателей.
Корпоративные представительства в Интернете
Под корпоративными представительствами в Интернете понимается то, каким образом предприятия позиционируют себя в Глобальной Сети.
Таблица 5
Корпоративные представительства в интернете
Тип сайта | Основные задачи, выполняемые сайтом | Особенности организации сайта | Сфера применения |
Сайт-визитка | Повышение узнаваемости фирмы, улучшение имиджа, продвижение торг. марки | Содержит самую общую информацию о компании (сфера деятельности, реквизиты, план проезда…) |
Эти типы сайтов лучше использовать если фирма работает и реализует продукцию только в офлайн, но целевая аудитория представлена в Интернете достаточно широко. |
Презентационный сайт | Информационная поддержка компании по продвижению отдельных проектов, ответы на вопросы аудитории и снятие излишней нагрузки с традиционных каналов связи. | Помимо общей информации о компании содержит разделы посвященные новостям компании и описание ее продукции. Может включать формы для обратной связи с сотрудниками компании и формы для подписки на получение новостей компании по e-mail. | |
Сайт-витрина (Интернет-витрина) | Реклама продукции, проведение маркетинговых опросов, поддержка обратной связи с потребителями. | Возможности предыдущих систем + подробные каталоги продукции с прайс-листами, характеристиками товаров, фотографиями. Могут подключаться системы автоматического формирования заказов. Заказ передается для выполнения менеджеру по продажам. Может содержать форум с вопросами по продукции. | Использование такого сайта эффективно если товары компании могут продаваться через Интернет, у предприятия есть возможность создать профессиональное мультимедийное описание каждого продукта. |
Сайт Интернет-магазина | Продажа товаров через Интернет с автоматизацией сопутствующих бизнес-процессов (обеспечение потребителя информацией о товаре, автоматические расчет цены и оформление документов, расчеты on-line) | Во многом похожи на Интернет-витрины. Ключевые отличия: наличие системы расчетов, осуществление покупок не через менеджера по продажам, а в автоматическом режиме, возможность интеграции системы формирования заказов с автоматизированной системой управления предприятием. | Рекомендуется использовать при большом товарообороте продукции/услуг, пригодной для продажи через Интернет, т.к. эта форма организации сайта позволит уменьшить затраты на обслуживание заказов (в сравнении с предыдущей). |
Внешний коммуникативный канал | Автоматизация контактов с внешним миром (поставщиками, потребителями, партнерами…) | Элементами систем этого класса могут быть: Интернет-магазины, системы объявление открытых вакансий, средства осуществления переговоров on-line… |
Рекомендуется для средних и крупных компаний с большой клиентской базой, разветвленной дилерской сетью, распределенной организационной структурой…
|
Внутренняя рабочая среда | Автоматизация контактов внутри предприятия (коллективная работа дистанционной удаленных подразделений, сотрудников…) | Сайт закрыт для доступа извне. Создается виртуальное продолжение обычного офиса, которое позволяет сотрудникам работать со всей необходимой информацией и осуществлять контакты друг с другом удаленно. | |
Корпоративный информационный портал | Совмещение систем внутренних и внешних коммуникаций. Автоматизация всех контактов клиентов с компанией (заказы, оплата, сопровождение…) + Обеспечение сотрудникам полного доступа ко всем ИР компании. Это позволяет перенести в Сеть практически всю деятельность фирмы, кроме непосредственного производства (в случае с информационными продуктами и его). | Веб-сервер фирмы, являющийся единой точкой входа во все информационные системы данной фирмы, осуществляющий полное информационной обеспечение бизнес-процессов компании и ее контрагентов. Элементами систем этого класса могут быть: телеконференции, рассылки, доступ к разным внутрикорпоративным приложениям (базы данных, системы документооборота…), Интернет-магазины…. |
Мобильная коммерция
Мобильная коммерция основана на использовании беспроводных устройств, таких как сотовые телефоны и персональные цифровые помощники, с тем, чтобы инициировать выполнение транзакций между производителями, а также между производителем и потребителем, по проводным системам электронной коммерции на базе Web. Использование сетей подвижной связи для оплаты товаров и услуг в мире получило название мобильной коммерции, которая включает в себя два основных направления:
Мобильный банкинг, представляющий собой управление банковским счетом с использованием мобильного телефона в качестве средства идентификации владельца банковского счета. При осуществлении платежных транзакций используются денежные средства, находящиеся на банковском счете. При этом спектр услуг, доступных пользователю, достаточно широк – стандартные банковские операции со счетом, оплата услуг на постоянной основе (ЖКХ, связь, телевидение), разовые платежи за товары и услуги. Самой простой разновидностью услуги мобильного банкинга является оповещение пользователя посредством SMS о текущих операциях с его банковским счетом (состояние счета или кредита, снятие денежных средств со счета, операции по срочным депозитам и т.д.).
Мобильные платежи – это осуществление платежа с использованием мобильного телефона, при котором используются денежные средства плательщика, размещенные на электронном предоплаченном банковском продукте («мобильном кошельке»). При этом плательщик предварительно переводит денежные средства в так называемый «мобильный кошелек» со своего лицевого счета у мобильного оператора путем совершения операций (конклюдентных действий) на своем мобильном телефоне. Мобильные платежи доступны тем абонентам мобильной связи, которые не имеют собственного банковского счета либо не хотят его задействовать при пользовании услугами мобильной коммерции. Как правило, такие платежи производятся при разовых покупках на незначительные суммы, то есть микроплатежи, а также для оплаты услуг на постоянной основе (ЖКХ, связь, телевидение).
Мобильный контент является разновидностью мобильных платежей, однако этот тип мобильной коммерции выделен в отдельное направление ввиду его важности и широкой распространенности. Приобретение контента подразумевает использование мобильного терминала не только в качестве удаленного средства идентификация плательщика, но и в качестве устройства для приема заказанной услуги.
Рис. 8
Как видим, операции с денежными средствами при использовании мобильных терминалов разделяются на удаленные и совершаемые непосредственно в точке продажи, а также классифицируются на микроплатежи и макроплатежи. Микроплатежами считается оплата общественного транспорта, фаст-фуда, парковки, билетов в кино и т.д.; в части макроплатежей речь идет о приобретении «крупных» товаров и услуг, оплате на заправочных станциях, в ресторанах, оплате покупок в магазинах, оплате авиабилетов и т.п.
- Сетевая экономика
- Москва 2010
- Оглавление
- 1.Общее представление о сетевой экономике и смежных понятиях
- 2. Сетевая экономика в современном мире
- 3. Правовое обеспечение сетевой экономики
- 4. Торгово-закупочныеB2Bсистемы
- Главная страница:
- 5 Другие системы электронной коммерции в сектореB2b
- 6 Характеристика основных систем сектораB2c
- 7. Телеработа
- 8. Системы электронной коммерции в секторе с2с
- 9. Системы электронной коммерции в секторахG2с иG2b
- Сложности и достижения на пути к e-goverment в России
- Государственные электронные торгово-закупочные площадки
- 10.Электронные платежные системы
- Список рекомендуемой литературы и интернет-источников: