logo search

15. Коммерческие банки и их деятельность

Коммерческий банк - денежно-кредитный институт, регулирующий платежный оборот в наличной и безналичной формах.

Банковская деятельность как выражение его экономических отно­шений с клиентами определяется его сущностью, функциями и ролью в экономике. Она имеет определенные особенности.

  1. Банк работает в сфере обмена, а не в сфере производ­ства.

  2. Банк — в определенном смысле торговый институт. Не будучи собственником денежных средств, отражаю­щих движение материальных потоков, банк «покупает» их и «продает» другим экономическим субъектам по бо­лее дорогой цене.

  3. Банк — это коммерческое предприятие. Операции бан­ков совершаются на платной основе. Деятельность банка носит предпринимательский харак­тер. Благодаря банку бездействующие капиталы одних экономических субъектов начинают «работать» у дру­гих.

  4. Банк—не только коммерческое предприятие, но и общественный институт. Банк работает для удовлетворения общественных потребностей; банковская деятельность носит не политический, а экономический характер. Работая в сфере обмена, банк действует как производи­тельный институт, осуществляющий регулирование денеж­ного оборота в наличной и безналичной формах.

Исходным в понимании сущности банковской деятельности является представление о функциях банка. Согласно совре­менной теории их три:

  1. аккумуляция средств;

  2. трансформация ресурсов;

  3. регулирование денежного оборота.

Банк (аккумулирует) свободные, временно неиспользуемые денежные ресурсы и капиталы своих клиентов.

Результат деятельности банка — банковский продукт как продукт коллективного труда персонала банка. Он обладает ря­дом отличительных особенностей и носит в основном немате­риальный характер. Чаще всего это безналичная форма, пред­стающая как записи по счетам; вещественная форма—банкноты центрального банка, денежно-расчетные документы.

На традиционном направлении деятельности продуктом банка выступают кредиты, депозиты, инвестиции. На дополни­тельных направлениях можно назвать инкассацию, конвертацию валюты, перевоз документов, расчет и управление рисками. На нетрадиционных направлениях можно выделить факторинг, фор­фейтинг, консультирование, гарантии, хранение ценностей и др.

Каждому продукту соответствует услуга, т.е. совокупность действий по созданию банковского продукта. Услугами банка яв­ляются кредитование, организация расчетного процесса, депозит­ные услуги и др. Услуга предполагает осуществление операций.

Операция — конкретный вид действий по созданию бан­ковского продукта. Банковская деятельность — сложный про­цесс, реализуемый в рамках банковской системы, подчиняющий­ся единым правилам ведения операций. Операции осуществляются посредством финансовых, бухгалтерских и технических приемов и способов, в совокупности образующих технологию банковских услуг.

По природе операции делятся на банковские и небанковские. Банковские вытекают из сущности банка, исторически закрепи­лись за ним как денежно-кредитным институтом. Это операции по привлечению денежных средств во вклады и их размещению на возвратной основе, по открытию счета и осуществлению с него платежей. Небанковские операции банк выполняет наряду с дру­гими учреждениями. Так, банк занимается операциями на рынке ценных бумаг, но они являются специфическими для биржи.

По содержанию операции банка можно подразделить на экономические, юридические, технические и операции по обеспечению внутренней безопасности банка (протекциони­стские, защитные).

По правовой организации операции делят на: базовые и вспомогательные (базовые определяют юридический статус банка); требующие лицензии и не требующие лицензии (на все базовые и некоторые другие операции требуется лицензия Центрального банка Российской Федерации).

По отношению к клиентам банковские операции подраз­деляются на прямые и посреднические. При прямых операциях банк за счет собственных средств финансирует проект, при по­среднических платежи между хозяйствующими субъектами по их поручению организуются через банк и клиент поручает банку ве­сти переговоры с другим лицом.

По планированию деятельности выделяют операции стра­тегические и тактические. Одним из важнейших докумен­тов является «Стратегия развития кредитного учреждения». К числу тактических операций относятся ежедневные операции банка по управлению своей ликвидностью.

По степени важности (приоритетности) можно выделить основные (главные) и вспомогательные операции. Главными следует считать операции по изучению клиента, вспомогательны­ми — операции, связанные с созданием инфраструктуры.

По степени сложности банковские операции разделяют на простые и сложные. Простые операции удобны клиенту и не требуют от банка дополнительных затрат.

По характеру выполняемой работы выделяют аналити­ческие, маркетинговые, управленческие, контрольные опе­рации, операции по формированию банковской инфраструк­туры (сбор и обработка информации, разработка методических положений о порядке организации работ), счетные, бухгалтер­ские операции и др.

По периодичности совершения операции делятся на еди­новременные (разовые) и многоразовые (повторяющиеся). Так, операция по открытию счета в банке является разовой. Списание и зачисление средств на этот счет — многоразовые опе­рации.

По доходности банковские операции можно разделить на доходные (высокодоходные) убыточные. Потери банков компенсируются поступлениями от высокодоходных операций.

По себестоимости банковские операции подразделяются на высокозатратные, т.е. требующие больших средств, и низкозат­ратные, не требующие существенного вложения ресурсов.

По связи с риском банковские операции классифицируются как малорисковые и высокорисковые. Высокорисковыми банковскими операциями нередко выступают операции на рынке ценных бумаг.

По числу участников банковские операции делятся на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные банк выполняет без сторонних участников, коллективные совершаются на коллективной основе.

По отношению к национальному рынку банковские операции делятся на внутренние и международные. Внутренние связаны с обслуживанием отечественных товаропроизводителей и граждан, международные — с обслуживанием внешней торговли, международного сотрудничества, международного ту­ризма.

По используемой валюте — банковские операции: в наци­ональной валюте, в иностранной валюте и с комбинированием валют — мультивалютные операции.

По регламенту совершения банковские операции мог} быть двух видов: операции, порядок совершения которых установлен Банком России (его инструкциями, положениями и приказами), и операции, которые выполняются в соответствии с действующими правовыми нормами, но порядок ведения которых разработан самим коммерческим банком.

По приемам и способам различают финансовые, бухгалтерские и статистические операции, по отношению к балансу банка активные, пассивные и забалансовые операции.

Сделки являются действиями, предусматривающими опре­деление взаимных обязательств. В Федеральном законе «О бан­ках и банковской деятельности» сделка выделяется как самостоя­тельный вид деятельности; она представляет собой выполняемую банками дополнительную услугу или операцию.

Принципы банковской деятельности

Под принципами банковской деятельности следует понимать правила, которыми руководствуется банк в процессе создания своего продукта. Банки придерживаются следующих принципов:

Структура аппарата управления банка

Независимо от принадлежности к определенному типу выпол­няемых операций, правовой формы, специфики производимо­го продукта банки имеют обязательный для всех набор блоков управления:

В совет банка, как правило, входят его учредители (от од­ного до нескольких десятков). Совет банка утверждает годовой отчет, организует ежегодные собрания учредителей и пайщи­ков, принимает или может принимать участие в решении стратегических вопросов банковской деятельности.

Правление (совет директоров) банка осуществляет об­щее руководство, утверждает стратегические направления дея­тельности банка. В состав правления входят высшие руководи­тели (менеджеры) банка.

К общим вопросам управления относятся организация планирования и прогнозирования деятельности банка, подготовка методологии, обеспечение безопасность, юридическая служба.

Коммерческая деятельность охватывает организацию бан­ковских услуг: кредитование, инвестирование, валютные, трасто­вые, другие активные операции. Сюда входит все, что связано с обслуживанием клиентов на коммерческих (платных) началах. К этому центральному блоку, в котором зарабатываются банков­ские доходы, относятся кредитное управление, операционное уп­равление, управление операциями с ценными бумагами, валют­ными операциями и др.

Финансовый блок обеспечивает учет внутрибанковских расходов, собственной деятельности банка как коммерческого предприятия. В этот блок входят бухгалтерия, отдел внутри­банковских расчетов и корреспондентских отношений, касса, у банков, имеющих разрешение на сбор наличных денег, — отдел инкассации.

Автоматизация — обязательный элемент структуры ком­мерческого банка. Для обработки денежных потоков (кредито­вание, расчеты и прочие операции) нужен комплекс техниче­ских средств, система компьютеров.

В состав администрации входит отдел кадров (управление персоналом), который обеспечивает набор сотрудников, повыше­ние их квалификации, продвижение по службе и увольнение. В условиях межбанковской конкуренции формирование персо­нала высокого уровня — неотъемлемая часть стратегии банка как коммерческого предприятия. К данному блоку относятся также секретариат, канцелярия, хозяйственные подразделения.

В структуре современных коммерческих банков помимо управлений и отделов работают ревизионная комиссия, кредит­ный комитет.

Ревизионная комиссия осуществляет контроль за работой банка (соблюдение сметы расходов банка в целом и его отдель­ных подразделений и др.).

Кредитный комитет создан для повышения уровня и ка­чества управленческих решений, определения стратегии в сфе­ре кредитных операций, координации работы по реализации кре­дитной политики и принятия решений по принципиальным вопросам. В его состав входят должностные лица отделов и иные лица, одобренные советом банка.

Набор и условия предоставляемых банком услуг по открыва­емым клиентским счетам, а также взаимоотношения банка и клиента строятся на основании договора банковского счета, заключаемого в соответствии с действующим законодательством. Кредитные организации могут открывать клиентам любое число счетов различных видов. Для каждого счета оформляет­ся отдельный договор с указанием номера счета. Банк обязан совершать для клиента только те операции, которые преду­смотрены для счетов данного вида.

Наиболее широко распространен договор банковского сче­та на расчетно-кассовое обслуживание (РКО). По договору банковского счета на РКО банки наряду с без­наличными расчетами в рублях и валюте осуществляют и кас­совое обслуживание.