logo search
ВЭД часть 2

Характеристика четырех групп правил

Incoterms 90

Первая группа правил содержит один термин и указывает на то, что продавец не несет никаких расходов по транспортировке товаров. Эта группа имеет свою букву: Е (группа отгрузки) E*W.

Вторая группа: F – означает, что основная перевозка не оплачена, что продавец обязан передать товар определенному перевозчику, свободному от риска за счет покупателя. Здесь применяется термин «свободно». Он означает (free, frei, franco), что покупатель свободен от рисков и всех расходов по доставке товаров до места, обозначенного словом «свободно».

Эта группа имеет три термина: FAS, FOB, FCA.

Третья группа: С - означает, что основная перевозка оплачена. Она имеет 4 элемента: CFR, CIF, CPT, CIP.

Четвертая группа: D – группа прибытия DAF, DES, DEQ, DDU, DDP.

При характеристике этих групп необходимо учитывать, что только в соответствии с терминами гр. D обязанности продавца перемещаются в страну назначения. Во всех других терминах продавец выполняет свои обязанности по поставке в собственной стране.

В связи с этим выделяют 2 вида контрактов купли-продажи. При использовании терминов группы D – это договора доставки, все остальные – договора отгрузки.

В случае утраты товара в период международной перевозки отличие терминов групп F, C и D становится решающим. Согласно терминам гр. C и F продавец считается выполнившим свои обязательства, а согласно D он может нести ответственность за нарушение договора.

Это означает «с завода» (в наименованном месте). Продавец не несет никакой ответственности по транспортировке товара. Продавец выполняет свою обязанность по поставке, когда предоставляет товар покупателю в своем помещении в наименованном месте в срок, обозначенный в контракте. Это условие предусматривает минимальные обязательства, выполняемые продавцом.

FCA – свободный перевозчик (в наименованном месте). По этому базисному условию продавец выполняет свою обязанность поставить товар, когда он передает товары, очищенные для экспорта, на попечение перевозчика, указанного покупателем. В подтверждение перевозчик должен предоставить покупателю коносамент.

FAS – свободно вдоль борта судна. Продавец поставляет товар за свой счет в обусловленный порт отгрузки в место, недалеко от борта судна, зафрахтованного покупателем. Покупатель очищает товар для экспорта, фрахтует судно.

FOB – свободно на борту (в наименованном порту отгрузки). Продавец за свой счет поставляет товар на борт судна зафрахтованного покупателем и вручает ему чистый бортовой коносамент (без замечания перевозчика, т.е. все цело). Продавец производит очистку товара для экспорта.

CFR – стоимость и фрахт (в наименованном порту назначения). Продавец фрахтует судно за свой счет, оплачивает стоимость фрахта, перегружает товар на борт судна в порту отгрузки. Таким образом, в цену входит стоимость товара и фрахт + продавец оплачивает очистку товара для экспорта.

CIF- стоимость, страхование и фрахт (в наименованном порту назначения). Продавец фрахтует судно, оплачивает фрахт, доставляет товар в порт отправления, грузит на борт судна, страхует товар по минимальной ставке, делает таможенную очистку товаров для экспорта. CIF имеет вариант «CIF с выгрузкой»- продавец несет расходы по выгрузке.

CPT- провозная плата оплачена (до наименованного места назначения). Это условие применимо к любым видам перевозок. Продавец за свой счет заключает договор перевозки, оплачивает перевозку, передает товар на попечение первого перевозчика, несет затраты, связанные с очисткой товара для экспорта.

CIP- провозная плата и страхование оплачено (до места назначения). Применительно к любым видам перевозок. Продавец обязан оплатить провоз товара до места назначения, застраховать товар (на минимальную сумму), делает очистку товаров для экспорта.

DAF- поставлено на границе (в наименованном месте). Продавец поставляет в назначенный срок товар, очищенный для экспорта в месте на границе до таможенной границы другой страны. Термин «граница» может употребляться для любой границы, включая границу страны экспортера. При прекращении транспортного процесса на границе продавец обязан оплатить обычные расходы по разгрузке товара и предоставить покупателю необходимый документ.

DES- поставлено на судне (в наименованном порту назначения). Продавец несет те же расходы по поставке товара, что и при CIF. Продавец обязан предоставить в срок товар на борту судна покупателю.

DEQ- поставлено на пристани (с оплатой пошлины). Продавец несет все расходы по доставке товара на пристань в порту назначения, включая фрахт, расходы по выгрузке и расположении его на пристани. Согласно этому термину продавцом могут быть оплачены торговые пошлины. Для этого в контракт должна быть включена оговорка «пошлина оплачена».

DDU- поставлено без оплаты пошлины. Продавец поставляет товар в распоряжение покупателя в стране импортера. Он несет риск до поставки товара в указанное место, не оплачивает таможенные пошлины.

DDP- поставлено с оплатой пошлины, т.е. DDU + оплата пошлины.

Наибольшее распространение среди всех терминов получили FOB и CIF. Условия FOB и CIF наиболее приемлемые для продавца, т.к. в обоих случаях, риск случайной гибели товара переходит на покупателя, с момента погрузки его на судно. Кроме того, продавец получает платеж сразу после поставки товара по предъявлении банку соответствующих документов, т.е. задолго до того момента, как товар достигнет покупателя.

Другое преимущество: продавец может самостоятельно фрахтовать судно, что дает ему возможность получать дополнительную прибыль между ценой фрахта в контракте и реальной ценой.

Задача.

Отечественные предприниматели заключили контракт на продажу иностранной фирме продукции на сумму $220 000, включая затраты на упаковку. Остальные расходы имеют следующее значение:

№ Наименование расходов

Сумма

        1. Сборы за таможенное оформление и пошлины:

          1. при вывозе и экспортные пошлины

          2. при ввозе в страну импортера и импортные пошлины

$1300

$3500

2. Экспортная лицензия

$1000

3. Импортная лицензия

$2500

4. Транспортные расходы до порта экспортера

$1500

5. Фрахтование судна

$15 600

6. Транспортные расходы за границей экспортера

$2 600

7. Страхование основной перевозки

$4 000

  1. Погрузочно-разгрузочные работы:

    1. В стране экспортера

8.2. В стране импортера

$2 000

$5 000

Основная перевозка осуществляется морским транспортом. Определить общую сумму контракта при различных условиях поставки

E*W=220

FAS=220+2+1,5=223,5

FOB=220+2+1,5+1+1,3=225,8

CFR=220+1,3+1+1,5+15,6+2=241,4

CIF=CFR+4=245,4

DES=220+15,6+2+1+1,3+4+1,5=245,4

DDU=220+1,3+15,6+2+1+1,5+4+2,6+5=253,0

DDP=220+1,3+15,6+2+1+1,5+4+2,6+5+3,5+2,5=259,0