74. Контроль за профессиональной деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг
Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг (РЦБ) подлежит лицензированию. Лицензия выдается отдельно на каждый вид профессио- нальной деятельности на рынке ценных бумаг. На осуществление брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, депозитарной деятельности, клиринговой деятельности, деятельно- сти по организации торговли.
На осуществление деятельности по организации торговли в качестве фон- довой биржи выдается лицензия фондовой биржи. На осуществление деятель- ности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг выдается лицен- зия на осуществление деятельности по ведению реестра. Лицензирование и надзор осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР).
Надзор за деятельностью кредитных организаций (КО) ФСФР осуществляет со-
вместно с Банком России.
Допускается совмещение следующих видов профессиональной деятельно-
сти на рынке ценных бумаг:
а) брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами и депозитарной деятельности;
б) клиринговой деятельности и депозитарной деятельности.
Соискателю лицензии, не имеющему лицензию на осуществление профес- сиональной деятельности на рынке ценных бумаг на момент принятия ФСФР России решения о выдаче лицензии, лицензия выдается сроком на 3 года. Ли- цензиату лицензия без ограничения срока действия выдается только на тот вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, на осуществление ко- торого у него имеется лицензия на момент принятия ФСФР России решения о
выдаче лицензии.
ФСФР устанавливает требования к лицензируемым организациям, среди которых: соблюдение законодательства Российской Федерации; достаточность собственных средств лицензиата; наличие в штате лицензиата не менее одного работника, в обязанности которого входит выполнение функции контролера; соответствие руководителей, контролера и специалистов лицензиата квалифи-
кационным требованиям; наличие у лицензиата специализированных подразде-
лений для осуществления профессиональных видов деятельности.
Проверки
В целях контроля за деятельностью КО на РЦБ Банк России производит
проверки кредитных организаций. Основаниями для осуществления проверок деятельности организаций могут являться: планы проверок контролирующего
органа; результаты анализа данных отчетности и информации организаций; окончание срока действия лицензии, выданной контролирующим органом; жа- лобы, заявления и обращения юридических и физических лиц; сообщения в средствах массовой информации; обращения государственных и муниципаль- ных органов, а также Банка России.
Проверки также могут проводиться при наличии хотя бы одного из сле-
дующих обстоятельств: имеются факты нарушений организацией законода-
тельства о ценных бумагах или прав инвесторов на рынке ценных бумаг; име- ются факты, позволяющие предполагать возможность совершения организаци- ей нарушений законодательства о ценных бумагах, прав инвесторов на рынке ценных бумаг; в результате предыдущей проверки выявлены существенные на- рушения организацией законодательства о ценных бумагах, а также прав инве- сторов на рынке ценных бумаг; непредставление или несвоевременное пред- ставление в контролирующий орган отчетности и информации, установленной законодательством о ценных бумагах; наличие недостоверной информации в документах и отчетности, представленных организацией в контролирующий орган; наличие признаков несостоятельности (банкротства) организации; реор- ганизация или ликвидация организации.
При проведении проверки организация вправе: ознакомиться со своими правами и обязанностями; обжаловать действия инспекторов руководителю
контролирующего органа, назначившему проверку; знакомиться с актом про- верки по ее окончании, при наличии возражений по содержанию акта прилагать к нему свои письменные замечания; обжаловать результаты проверки в контро- лирующий орган в установленном порядке.
Во время проведения проверки организация обязана: организовать по тре-
бованию инспекторов встречу с руководителем и главным бухгалтером органи-
зации или лицами, исполняющими их обязанности, а также с руководителями основных подразделений и иными должностными лицами организации; обес- печить каждому инспектору свободный доступ в административные здания и служебные помещения организации в течение рабочего дня; предоставить ин- спекторам на период проведения проверки при наличии возможности отдель- ное изолированное служебное помещение, обеспечивающее сохранность доку- ментов, оборудованное необходимыми организационно-техническими средст- вами и средствами связи; предоставить по требованию инспекторов необходи- мые документы, делать их копии (в том числе на магнитных носителях); пре- доставить по требованию инспекторов необходимые справки в письменной форме, устные разъяснения, а также письменные объяснения по существу про- веряемых вопросов; оказывать иное содействие инспекторам.
Акт об оказании противодействия проверке подписывается руководителем группы инспекторов и прилагается к материалам проверки.
В состав группы инспекторов не могут входить лица, которые имеют лич-
ную, имущественную или иную заинтересованность в результатах проводимой проверки, в частности, имеют в своей собственности долю уставного капитала (акции) проверяемой организации или являются ее клиентами.
Инспекторы, осуществляющие проверку организации, вправе: беспрепят- ственно посещать помещения и территорию организации; вносить, выносить и пользоваться собственными организационно-техническими средствами; требо- вать от руководителей и уполномоченных сотрудников организации необходи- мые документы или их копии; требовать от руководителей и сотрудников орга- низации необходимые по существу проверки справки в письменной форме, устные разъяснения, а также письменные объяснения по существу проверяемых вопросов; в ходе проверки сообщать руководителям организации о выявленных нарушениях.
Инспекторы обязаны: по просьбе руководителя (уполномоченных лиц) ор- ганизации ознакомить с правами и обязанностями организации при проведении проверки; выяснить все существенные для исполнения цели (задания) проверки обстоятельства; не препятствовать осуществлению нормальной хозяйственной
деятельности организации; обеспечить сохранность и возврат полученных в хо- де проверки от организации оригиналов документов; составить акт по итогам проверки; ознакомить руководителя организации с актом проверки; не разгла- шать полученные в ходе проверки сведения, отнесенные к коммерческой и иной тайне.
Виды нарушений и меры воздействия
Нарушение норм законодательства о рынке ценных бумаг, регламенти-
рующих профессиональную деятельность кредитной организации на рынке ценных бумаг:
нарушения правил ведения учета и составления отчетности лицензи-
рующему органу, порядка ведения и составления внутренних документов;
нарушения требований о размере собственных средств (капитала); на- рушения установленных требований к механизмам, ограничивающим риски по операциям с ценными бумагами;
нарушение правил осуществления профессиональной деятельности; ма- нипулирование ценами; нарушение правил раскрытия и распространения (в том числе рекламы) информации, касающейся профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
нарушение сотрудниками кредитной организации требований об ис-
пользовании служебной информации;
иные нарушения законодательства о рынке ценных бумаг.
Нарушение норм законодательства о рынке ценных бумаг, регламенти-
рующих операции кредитной организации – эмитента ценных бумаг:
нарушение правил раскрытия и распространения (в том числе рекламы)
информации, установленной для эмитентов ценных бумаг;
нарушение условий размещения выпущенных эмиссионных ценных бу-
маг;
нарушение установленных правил отчетности, связанной с деятельно-
стью кредитной организации по эмиссии ценных бумаг;
нарушение кредитной организацией – акционерным обществом норм за- конодательства о рынке ценных бумаг, касающихся эмитированных последним ценных бумаг;
нарушение сотрудниками кредитной организации требований об ис- пользовании служебной информации; иные нарушения законодательства о рынке ценных бумаг.
Нарушение норм законодательства о рынке ценных бумаг, регламенти-
рующих деятельность инвесторов на рынке ценных бумаг:
нарушение правил раскрытия и распространения (в том числе рекламы)
информации, установленной для инвесторов на рынке ценных бумаг;
нарушение служащими кредитной организации требований об использо-
вании служебной информации.
Меры воздействия:
предупреждение;
предписание об устранении нарушений законодательства; направление информации о допущенном нарушении в прокуратуру; обращение в ФСФР России;
обращение в суд с иском.
Меры ответственности:
приостановление лицензии профессионального участника рынка ценных
бумаг;
аннулирование (отзыв) лицензии профессионального участника рынка
ценных бумаг;
штраф.
Меры ответственности к кредитным организациям применяет ФСФР.
Банк России информирует ФСФР России о нарушениях кредитной органи- зацией законодательства о рынке ценных бумаг в соответствии с нормативны- ми правовыми актами ФСФР России.
- 43. Понятие валютного курса. Факторы, влияющие на валютный курс
- 44. Валютное регулирование и валютный контроль в России
- 45. Валютный контроль за экспортно-импортным операциями
- 46. Законодательство о противодействии «отмыванию денег»
- 47. Ответственность банков за нарушение законодательства и требований Банка России
- 48. Порядок создания (регистрации) кредитной организации
- 49. Требования, предъявляемые к учредителям кредитной организации. Порядок формирования уставного капитала
- 50. Банковские операции и сделки. Виды лицензий на осуществление банковских операций
- 51. Состав ресурсов коммерческого банка
- 52. Активные операции коммерческого банка
- 54. Состав доходов и расходов коммерческого банка
- 57. Обязательные нормативы коммерческого банка
- 58. Оценка достаточности собственного капитала банка
- 59. Порядок создания резерва на возможные потери по ссудам
- 64.Управление ликвидностью банка
- 68. Особенности организации бухгалтерского учета в кредитных организациях
- 69. Структура плана счетов бухгалтерского учета в банках.
- Раздел 2. Неоплаченный уставный капитал кредитных организаций.
- Раздел 3. Ценные бумаги.
- Раздел 4. Расчетные операции и документы. Раздел 5. Кредитные и лизинговые операции. Раздел 6. Задолженность, вынесенная за баланс. Раздел 7. Корреспондирующие счета.
- 70. Контроль в банках
- 72. Работа кредитных организаций с государственными ценными бумагами
- 73. Доверительное управление ценными бумагами в кредитных организациях
- 74. Контроль за профессиональной деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг
- 75. Порядок выпуска ценных бумаг кредитными организациями
- 76. Банковские карты, интернет-банкинг
- 78. Стратегии банковского маркетинга при работе с частными клиентами
- Часть II. Типовые задачи
- 1. Распределить ресурсы на собственные, депозитные и недепозитные;
- 603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23.
- 603600, Г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37